Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Правила Форума: личная порядочность участника и признание им царящего на Форуме принципа субординации, для экспертов вдобавок – должная компетентность! Внимание: у Администратора и Модераторов – права редактора СМИ!

Автор Тема: Шталаг-8Ф (он же – 344)/Stalag VIII F (344) в посёлке Ламсдорф  (Прочитано 11446 раз)

caty5

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 5
  • Екатерина.
ЛАМСДОРФ, ЦЕЙТХАЙН, ВЕРХНЯЯ СИЛЕЗИЯ, ГЕРМАНИЯ. ШТАЛАГ 318 (VIII F), Ламсдорф (совр. Ламбиновице – Щадурщице (Lambinowice - Szadurczyce), Польша). 344

Stalag VIII F (318) Шталаг VIII F (318) Lamsdorf Łambinowice (Szadurczyce) Łambinowice (Szadurczyce) Polen 1941-6.1943
Stalag 344 Шталаг 344 Lamsdorf Łambinowice Polen 11.1943-3.1945

Лагерь был перенумерован в "Лагерь для военнопленных 318" в 1943 году.
После смерти заключенного половинка номерного учетного жетона прикреплялась к карточке, а вторая захоранивалась с телом умершего Шталаг № 318/8 ("Ламздорф") существовал с августа 1941 по март 1945. Через лагерь прошло свыше 200 000 советских военнопленных. Свыше 170 000 человек были направлены на работы в рудники и шахты Верхней Силезии и Судетской области. Внутри и вне лагеря погибло 120 000 человек.
http://forum.vgd.ru/181/19114/

Цитировать
Спасаясь от невыносимого, ветра, дождей, советские военнопленные вынуждены были прятаться в открытых землянках и ячейках. Это характерно для шталага 344 в Ламбиновицах (Ламсдорф). В декабре 1941 г. военнопленные размещались в вырытых ямах длиной 300-400 метров и шириной 3 метра, высотой в рост среднего человека. Набивалось в такое сооружение до 700 человек, а те, кто не помещались, вынуждены были оставаться под открытым небом или вырывать себе в земле яму, чтобы спрятаться от непогоды. Часто такие сооружения заваливало землей, и многие из пленных погибали.
-http://www.humanities.edu.ru/db/msg/39918

http://fr.wikipedia.org/wiki/Lambinowice - русского нет.
http://www.pegasusarchive.org/pow/S8F/PicSt_8F_Chobot1.htm - лагерь сегодня

ОБД: 1 стр. донесения Черезвычайной гос.комиссии от 12.12.1946 о военнопленных, содержавшихся в стационарном лагере Ламсдорф и состоявших в его рабочих командах
В деле со стр.4 по 52 - немецкие списки военнопленных от 18.10.1941, 30.11.1942, 21.06.1944 (может и от других дат есть, я могла пропустить), далее - составленные русскими на военнопленных, умерших в лагере (по документам, обнаруженным в лагере).
Всего - 125 листов
« Последнее редактирование: 18 Октябрь 2010, 11:32:08 от Геннадий Кушелев »
Записан

Геннадий Кушелев

  • Кушелев Геннадий Юрьевич
  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 3 460
  • Skype: g_kushelev
Уважаемая caty5!
Из двух Ваших утверждений с другого форума какое правильно?

"Лагерь был перенумерован в "Лагерь для военнопленных 318" в 1943 году."
и
"... существовал с августа 1941 по март 1945"
Картами военнопленных из ОБД это подтверждается?
« Последнее редактирование: 18 Октябрь 2010, 11:32:30 от Геннадий Кушелев »
Записан

caty5

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 5
  • Екатерина.
Геннадий Юрьевич, цитата - это не мое утверждение. Я привела её как информацию в наличии.
Я, увы, далека от вашего опыта и знаний, потому что-либо утверждать не могу. Разве что резюмировать источники: до 1943 года данный лагерь именовался шталаг 318 (8Ф), с 1943 по 1945 он был перенумерован в шталаг 344. Косвенно это подтверждают немецкие списки русских военнопленных - до 1943 года в подзаголовках - шталаг 318, с 1943 - 344.
Я могу ошибаться, посмотрите сами:
фонд -58
опись - 18004
дело - 922
или в поиске Сазонов Иван лаг.№2054
лист 4 - об обуви военнопленных -  от 21.06.1944 шталаг  344
лист 21 - трансп. Аушвиц - шталаг 318  18.10.1941
лист 12 - трансп. на строительство дороги - 03.11.1941-шталаг 318(8Ф)
С другого ресурса тот же приказ, уже в переводе:

Цитировать
№ 101.

Из приказа № 60 по шталагу 344
о запрещении советским военнопленным носить обувь

Ламсфорд                                                                                                                                                                                    21 июня 1944 г

...В связи с большой нехваткой обуви совершенно недопустимо, чтобы советские военнопленные в лагерях И рабочих командах носили в теплые дни кожаную обувь. Они должны ходить босиком. О всех исключениях запрашивать разрешение начальника стационарного лагеря.

Начальник лагеря подполковник Месснер

ЦГАОР СССР, ф. 7021, оп. 102. д. 617, л. 14. Перевод с немецкого
« Последнее редактирование: 18 Октябрь 2010, 11:32:52 от Геннадий Кушелев »
Записан

Геннадий Кушелев

  • Кушелев Геннадий Юрьевич
  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 3 460
  • Skype: g_kushelev
Сегодня получил вот это:
" здравствуйте! я ищу точное место захоронения своего дяди- военнопленного шталага318-феклистова луки терентьевича. согласно его персональной карточке он был отправлен в рабочую бригаду 22.08.1941 года и умер05.11 1941 года.дальше поиски приостановились, пожалуйста помогите в поиске.спасибо".
Сможете помочь?
« Последнее редактирование: 18 Октябрь 2010, 11:34:04 от Геннадий Кушелев »
Записан

Wojciech

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 229
  • Войцех Бещински / на анонимные вопросы не отвечаю
« Последнее редактирование: 18 Октябрь 2010, 11:34:42 от Геннадий Кушелев »
Записан
Войцех из Гданьска

Геннадий Кушелев

  • Кушелев Геннадий Юрьевич
  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 3 460
  • Skype: g_kushelev
"Stalag VIII F (318) Lamsdorf Łambinowice (Szadurczyce) Polen 1941-6.1943
Stalag 344 Lamsdorf Łambinowice Polen 11.1943-3.1945"
Это я "срисовал" с Моосбурга.
Вопрос - а что же было с лагерем с 06.1943 г., когда прекратил существование шталаг 318, и до 11.1943 г., когда появился шталаг 344? Его не стало или он стал виртуальным?
« Последнее редактирование: 18 Октябрь 2010, 11:35:05 от Геннадий Кушелев »
Записан

Юля РХ

  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1
Здравствуйте!
Ищу могилу своего деда – Николаенко Алексеяя Фёдоровича 04.08.1906 г.р., уроженца станицы Платнировская Краснодарского края.
Пленён противником 20.04.1942 года. Умер в плену 22.03.1944 года. С уважением, Юля.
Номер записи в ОБД – 66674097.
Николаенко Алексей 1906 г.р., уроженец н.п. Плотнировка.
Красноармеец.
Шталаг-344.
Судьба   погиб в плену 22.03.1944 года.
Источник – ЦАМО: ф. 58, оп. 18004, д. 26, л. 152об.

http://obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=Z/007/058-0018004-0026/00000302.jpg&id=66674082&id=66674082&id1=079be43281c094f0d89c0f91832ef839

Разыскиваемый умер от туберкулёза в шталаг 344 Ламсдорф, наст. время польский город Ламбиновице. Stalag 344 Ламсдорф (Lamsdorf) Ламбиновице (Lambinowice) Польша период функционирования – 11.1943-3.1945. Собственно говоря – шталаг 344 был госпиталем для тбс больных на последней стадии этой болезни. Вот он и был то там с 20 по 22.03.44. Заболел тбс находясь в рабочей команде R153.
« Последнее редактирование: 02 Сентябрь 2014, 08:15:18 от Sobkor »
Записан

Геннадий Кушелев

  • Кушелев Геннадий Юрьевич
  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 3 460
  • Skype: g_kushelev
Уважаемая Галина Станиславовна!
На мой взгляд, Вы не вполне правомочно привели ссылки (список) на указанную рабочую команду из шталага 318 - в теме в её названии заявлен совсем другой, шталаг 344. Если Вы проверите всех из списка по их номерам, то на некоторых Вы найдете и их персональные карты, в которых будет указан шталаг 318, но вовсе не шталаг 344. Являлся ли последний правопреемником первого, еще надо разбираться, как мною показано выше.
« Последнее редактирование: 18 Октябрь 2010, 11:35:23 от Геннадий Кушелев »
Записан

Сванидзе Галина

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 933
  • Сванидзе Галина
    • WWW
Stalag VIIIB/344 Prisoners of War

Лагерь для военнопленных VIII-B Lamsdorf был большим, немецким лагерем военнопленных, позже перенумерованный Лагерь для военнопленных 344. Это расположено в Польше около маленького города Lamsdorf (теперь названный Lambinowice) в том, что было тогда известно как Верхняя Силезия. Самый близкий город - Ополе, и университет Ополе поддерживает музей на участке, посвященном военнопленным. Лагерь первоначально занял бараки, построенные британцам дома и французским заключенным в Первой мировой войне, но также был лагерь заключенного во время там во время войны Франко Пруссиана 1870-71.

В 1939 лагерь разместил польских заключенных от немецкого наступления сентября 1939. Позже больше чем 100 000 заключенных из Австралии, Бельгии, Великобритании, Канады, Франции, Греции, Новой Зеландии, Нидерландов, Польши, Южной Африки, Советского Союза, Югославии и Соединенных Штатов проходили через этот лагерь. В 1941 отдельный лагерь, Лагерь для военнопленных VIII-F был построен рядом, чтобы предоставить советским заключенным жилище.

В 1943, лагерь Lamsdorf был разделен, и многие из заключенных (и Arbeitskommandos) были переданы двум новым Лагерям для военнопленных базовых лагерей VIII-C Sagan и Лагерю для военнопленных VIII-D Teschen. Базовым лагерем в Lamsdorf был перенумерованный Лагерь для военнопленных 344.

17-ого марта 1945 советская Армия достигла лагеря.

К 1943, известный лагерь для Союзнического персонала полета в Sagan - Лагерь для военнопленных, Лафт III - стал настолько переполненным, что приблизительно 1 000, главным образом не уполномочил экипаж самолета, был передан Lamsdorf. Часть Лагеря для военнопленных VIII-B была отделена, строя новые изгороди из колючей проволоки. Таким образом лагерь в пределах лагеря был создан. Однако вся пища была обеспечена от кухонь, которыми управляет армейский персонал в надлежащем лагере.

Услуги больницы в Лагере для военнопленных VIII-B были среди лучшего во всех Лагерях для военнопленных. Так называемый Lazarett был настроен на отдельном участке с одиннадцатью конкретными зданиями. Шесть из них были отдельной опекой, каждым с местом приблизительно для 100 пациентов. Другие служили блоками обработки с операционными, рентгеном и лабораторными услугами, так же как кухнями, моргом, так же как договоренностями для медицинского штата.

Lazarett возглавлялся немецким чиновником с названием Oberst Arzt (Доктор Полковника), но штат был составлен полностью заключенных. Они включали общих врачей и хирургов, даже нейрохирурга, психиатра, анестезиолога, радиолога. (текст переведён с помощью переводчика Ядекса)

« Последнее редактирование: 18 Октябрь 2010, 11:35:43 от Геннадий Кушелев »
Записан
С уважением, Галина Сванидзе

Геннадий Кушелев

  • Кушелев Геннадий Юрьевич
  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 3 460
  • Skype: g_kushelev
Уважаемая Галина Станиславовна!
Возможно, из этого и можно попытаться извлечь какое-то рациональное зерно. К сожалению, "машинные переводчики" приводят к значительному искажению исходного текста. К сожалению, я лишён в настоящий момент заглянуть в оригинал по указанной Вами ссылке, но, если там действительно написано
Oberst Arzt
то такой источник немногого, по-моему, стОит.
Или вот эта фраза в Вашем переводе
Sagan - Лагерь для военнопленных, Лафт III
Полная, извините, бессмыслица.
Ну и, естественно, хотелось бы знать ДАТУ СОЗДАНИЯ переведенного Вами оригинала.
Присланные Вами вчера две карты шталага, на мой взляд, дают значительно больше.
« Последнее редактирование: 18 Октябрь 2010, 11:36:06 от Геннадий Кушелев »
Записан

Wladimir-05

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 85
добрый день,

исследователям по этому лагерю наверняка пригодится вот эта информация: 
вот здесь http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=250004779 наткнулся на следующее:
"здесь покоятся 4 узника одного из концлагерей, которые были выброшены из движущегося поезда. Их нашли мертвыми 21 июля 1945 года, среди них был советский гражданин с номером заключенного концлагеря 174897"

на этого человека есть карта!
http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=72186963
информацию о погибшем узнике  на всякий случай отправил в местную общину.
лично для меня остаются открытыми вопросы: когда они погибли и маршрут движения (туда или обратно?).
для того, чтобы снять часть второстепенных вопросов - скажу, что один из передовых отрядов 8 гв А вошел в н.п Райхенбах 01.07.1945 (это была американская зона)

с уважением В.Н.
« Последнее редактирование: 18 Октябрь 2010, 11:37:11 от Геннадий Кушелев »
Записан

Геннадий Кушелев

  • Кушелев Геннадий Юрьевич
  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 3 460
  • Skype: g_kushelev
Номер записи    67328393
Фамилия   Пивненко
Имя   Петр
Отчество   Савельевич
Дата рождения   __.__.1921
Дата и место призыва   __.06.1941 Криничанский РВК, Украинская ССР, Днепропетровская обл., Криничанский р-н
Воинское звание   рядовой
Причина выбытия   пропал без вести
Дата выбытия   __.05.1944
http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=67328385
Номер записи    566684277
Фамилия   Пивненко
Имя   Петр
Дата рождения   __.__.1921
Место рождения   Украинская ССР, Днепропетровская обл., Криничанский р-н, д. Аулы
Последнее место службы   7
Воинское звание   красноармеец
Причина выбытия   погиб в плену
Дата выбытия   03.12.1944
Первичное место захоронения   Ламсдорф
Дополнительная информация   лаг. 344
http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=66684274
http://www.obd-memorial.ru/Image2/getimage?id=66679521
« Последнее редактирование: 18 Октябрь 2010, 11:37:34 от Геннадий Кушелев »
Записан

Wladimir-05

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 85
добрый вечер!

в том-то и дело:
-в скане указано - пропал без вести в августе 1941 (в записи ошибка оператора)
- во втором документе 03.12.1944 дата гибели и место захоронения Ламсдорф. однако  найден у ж/д насыпи 25.01.1945  и захоронен ... почти за 300 км от места, указанного в ОБД.   
ну никак не могли четыре тела пролежать на этом участке ж/д дороги более семи месяцев...

с уважением
В.Н. 

п.с
в карточке захоронения из ОБД указано найдены 21.07.1945
на сайте Саксонских мемориалов 27.01.1945 года. http://www.dokst.ru/content/bd-zakhoronenii?details=893   второе больше похоже на правду, так как в  марте/апреле 1945 мост возле Милау был взорван и ж/д сообщение на магистрали было невозможно
« Последнее редактирование: 18 Октябрь 2010, 11:37:59 от Геннадий Кушелев »
Записан

Wladimir-05

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 85
доброго дня!
вот цитата"один из них был из Советского Союза, трое других – из Бельгии, Франции и Австрии.."
вопрос: практиковалось ли создание "интернациональных рабочих команд" по проф признакам? (это к версии об организованном побеге)
и еще к этой версии - наш в/п длительное время работал в РК на железной дороге в Гримме (запись в карте).

с уважением
Записан

Сванидзе Галина

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Женский
  • Сообщений: 933
  • Сванидзе Галина
    • WWW
Номер записи    72204646
Фамилия   Родин
Имя   Владимир
Отчество   Петрович
Дата рождения   05.05.1910
Место рождения   Саратовская обл.
Последнее место службы   
Воинское звание   гражданский
Лагерный номер   25175
Дата пленения   13.08.1942
Место пленения   
Лагерь   шталаг 344
Судьба   погиб в плену
Дата смерти   06.06.1944
Место захоронения   
Могила   
Доп. информация   
Название источника информации   ЦАМО
Номер фонда источника информации   58
Номер описи источника информации   A-64233
Номер дела источника информации   83
Номера листов источника информации


Ссылка №1
Ссылка№2
Ссылка№3
Ссылка№4
Ссылка№5

На его документах проставлены цифры 344.


Зарегистрирован в Шталаге 344 15.08.1943г.
Значит ли это, что Шталаг 344 появился ранее 11.1943 г.?

В одном документе указано , что 20.04.1944 г. переведен в St.VIc,   а в другом St VIA. Умер и захоронен предположительно на мемориальном кладбище Далум (где из 8000-16000 известны только 39)
« Последнее редактирование: 18 Декабрь 2010, 00:27:07 от Сванидзе Галина »
Записан
С уважением, Галина Сванидзе

Л.Е.

  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2
Уважаемые товарищи!
Хотелось бы попросить помощи в расшифровки карточки военнопленного (не пойму, можно ли здесь показать саму карточку). В графах:
1.Фамилия (наискосок карандашем - 310)
2.Имя (перед именем карандашем - 34)
3 День рожд.
4.Место рожд.
5. Лагерь - написано - ve.sal(?)zivon Stal.VIII B nas(?)h Stalag VIII C
Подписано карандашем Ba(как буква альфа) 22806
5а.Доставлен в лагерь - 20.7.43 (наискось перечеркнуто, карандашем 42?)
6.Чин - солдат Sold. (cлева косая черта BФ - Ф как крест - красным)
7 Воинская часть - 23 с.п.  Нing. 7.8.43
8. Номер военнопл.в германском лагере - 60 347/318 (наискось еще запись что-то типа Ганс 6.4.59)

Это 1ая стр. В информации с ОБД Мемориал лагерь написан VIII F(318)
Буду благодарна, если поможете с расшифровкой - что это за лагеря? Это не тоже самое-ЖАГАНЬ, STALAG VIII C Sagan (Zagan)? Какую информацию еще можно извлечь из этих надписей?
Спасибо.
Записан

Геннадий Кушелев

  • Кушелев Геннадий Юрьевич
  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 3 460
  • Skype: g_kushelev
Номер записи    67729017
Фамилия   Умияров
Имя   Ибрагим
Отчество   Салехович
Дата рождения   __.__.1903
Место рождения   Салмовка
Воинское звание   рядовой
Лагерный номер   60347
Дата пленения   06.07.1942
Место пленения   Харьков
Лагерь   шталаг 318 (VIII F)
Судьба   погиб в плену
http://www.obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=Z/008/058-0018003-1174/00000181.jpg&id=67729015&id=67729015&id1=ebf11ef5b3d48abc847f206a56c6c2aa

Номер записи    301182412
Фамилия   Умяров
Имя   Ибрагим
Отчество   Салехович
Дата рождения   __.__.1903
Место рождения   Санновка
Воинское звание   солдат (рядовой)
Лагерный номер   60347
Дата пленения   06.07.1943
Место пленения   Харьков
Лагерь   шталаг VIII F (318)
http://www.obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=SVS/004/058-0977532-0039/00000600.jpg&id=301182411&id=301182411&id1=5526fda1bbcc3b21b321cb6b4ae6eb26
  http://www.obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=SVS/004/058-0977532-0039/00000601.jpg&id=301182413&id=301182413&id1=fa35a984d0db884bcc306c37b8a4ad5a
Записан

Л.Е.

  • Участник
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2
Cпасибо. 2 последние карточки у меня есть, а 1ую ссылку я не видела. Это 1 человек. Откуда следует, что погиб в плену? И, если можете, поясните, пожалуйста, перечень Stalag. Где они находились? Можно ли искать место захоронения?
Записан

Геннадий Кушелев

  • Кушелев Геннадий Юрьевич
  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 3 460
  • Skype: g_kushelev
Это не две карты, а две стороны одной карты.
Нашел я ее одну запись в ОБД о нём, но она вторичная, т.е. составленная на основании ранее найденных.
Номер записи    67727918
Фамилия   Умаров
Имя   Ибраим
Отчество   Салехович
Дата рождения   __.__.1903
Место рождения   Солмовка
Воинское звание   красноармеец
Лагерь   Германия, г. Заган
Судьба   погиб в плену
Место захоронения   Германия, г. Заган
http://www.obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=Z/008/058-0018003-1174/00000063.jpg&id=67727914&id=67727914&id1=39a6fe22bed19376bba11aab0078db40

Но в так наз. "зеленой карте" нет отметок о его смерти, поэтому его судьбу установить не представляется возможным. Может, он и погиб в плену, но лишь позже указанных на карте дат.
Насколько мне известно, примерно такой ответ Вы получили и на другом форуме.
Записан

Геннадий Кушелев

  • Кушелев Геннадий Юрьевич
  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 3 460
  • Skype: g_kushelev
Пожалуйста.
Теперь о вопросах по советским надписям на карте.
На Ваше
"Подписано карандашем Ba(как буква альфа) 22806"
отвечаю: это
Вх(одящий) 22806  - его разыскивали, и кто-то из родственников, возможно, написал запрос о его местонахождении в Москву.
Надпись наискосок красными чернилам ТОЖЕ сделана в СССР аж 6 апреля 1959 года и похожа на резолюцию типа Вт/ далее подпись писавшего. Но точное её назначение непонятно. Видимо, связано с тем, что и на 1959 год его судьба оставалась неизвестной.
Записан
Страниц: [1] 2   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »