Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Правила Форума: личная порядочность участника и признание им царящего на Форуме принципа субординации, для экспертов вдобавок – должная компетентность! Внимание: у Администратора и Модераторов – права редактора СМИ!

Автор Тема: Узники шталага-6Ёт/Stalag VI J  (Прочитано 5551 раз)

Karmen

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 12
Узники шталага-6Ёт/Stalag VI J
« : 01 Январь 2010, 16:34:04 »
Здравствуйте!
Нашла в ОБД-Мемориал нацистские лагерные документы на прадеда. Мы его считали пропавшим без вести, а сейчас оказывается, что был в плену (правда есть некоторые вопросы с годом рождения, но остальное все сходится). Кое-что в документах переведено на русский, но с остальным не могу разобраться. Помогите, пожалуйста! Буду очень благодарна!
Номер записи в ОБД – 300070351.
Красноармеец Иван Петрович Мичин 1900 г.р., уроженец Пензенской области.
Погиб в плену 28 декабря 1944 года.
Источник – ЦАМО: ф. 58, оп. 977520, д. 1446, л. 101.

http://obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=SVS/001/058-0977520-1446/00000202.jpg&id=300070350&id=300070350&id1=fb852ef3c48dcdf4cdee0e062dbc5b7b
http://obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=SVS/001/058-0977520-1446/00000203.jpg&id=300070352&id=300070352&id1=df20448810a32cd2f68e725e538cd8ae

Повспоминала рассказы бабушки и посмотрела другие ссылки в ОБД. По данным из Книги Памяти Новосибирской области, Мичин И.П. был призван Ордынским РВК НСО, пропал без вести в феврале 1942 г. (родился в Пензенской области в 1905 г.). По информации ЦАМО, Мичин И.П. 1905 г.р. (также Пензенская обл-ть), призван 29.08.1941 года Ордынским РВК Алтайского края (имеется список безвозвратных потерь личного состава: пропал без вести, имя жены и место ее проживания совпадают). По данным того же ЦАМО, Мичин И.П. (но только 1900 г.р.) погиб в плену (имя жены и ее данные тоже близки к правде). Жена получала извещение о том, что муж пропал без вести (года никто уже не помнит также, как и года рождения). Таким образом, имеется три очень похожие записи. Какой больше верить – непонятно. Какой-то однополчанин говорил, что прадеду во время боевых действий оторвало ногу и потом он погиб...
Посмотрела сейчас карточки военнопленных, погибших 28.12.1944 будучи приписанными к шталагу VI J. На первой странице от руки написан номер рабочей команды 1395 R (причем подчерк очень похожий и записи абсолютно идентичны), а на обраной стороне карточки номер 1395 без R, но с припиской Opladen. Что это может значить?
При просмотре карточек нашла одну интересную: Колпаков Афанасий Даниилович, те же даты и записи про Луккенвальде, шталаг III А, но последний шталаг VI G (G не совсем ясно почему), но приписан он был к той же рабочей команде. И есть место его захоронения – Дуйсдорф (русское кладбище)... Очень близко
Знаете, есть еще одна "странная" карточка. Рабочая бригада 1395 Opladen, дата смерти 28.12.1944, но в части "Команды" есть сделанная карандашом запись, датированная вроде 01.01.1945 (саму запись разобрать не смогла).
Мне пришёл ответ с ДОКСТа. Только толком он ничего не прояснил. Вот что мне ответили: «Ваш родственник умер 28.12.1944 года работая в рабочем батальоне 1395 лагеря VI G Bonn Duisdorf, причина – воспаление лёгких. Я не знаю, есть ли там сегодня кладбище этого лагеря».

Даю свою версию перевода. Надеюсь, что коллеги дополнят и уточнят: ФИО и место рождения – понятно, полагаю, и без перевода.
Мордвин. Православный. Рабочий по своему социальному положению.
Рост - 168 см. Цвет волос – тёмный.
Пленён в 1941 году. На момент пленения – военнослужащий 813-го стрелкового (впоследствии – ордена Александра Невского) полка 239-й стрелковой (впоследствии – Краснознамённая) дивизии. Про 239 сд здесь: http://voenspez.ru/index.php?board=1040.0
В составе действующей армии данное соединение с 14 ноября 1941 года, в связи с этим ранее этой даты боец угодить в плен не мог.
На момент пленения раненым или больным не был.
Первоначально содержался в лагере шталаг-327 (Stalag 327). Присвоенный здесь лагерный номер – «41626».
Шталаг – это стационарный лагерь вермахта (не путать с концлагерями СС!) для содержания военнопленных из числа «нижних чинов».
Места дислокации шталага-327 на разные периоды времени:
– на июль 1941 года-неизвестно – западноукраинский город Ярослав (ныне – польский Jaroslaw);
- в марте-ноябре 1942 гг. – Szebnie bei Sanok (ныне – польский Jasło и он же – Szebnie);
- в декабре 1942-июле 1944 – западноукраинский город Перемышль (ныне – польский Przemyśl).
Однако согласно лагерной персональной карте советского военнопленного И.П. Мичина, к началу 1942 года шталаг-327 дислоцировался в польской курортном городе Закопане.
30 января 1944 года  в составе всего шталага-327 перемещён в немецкий город Луккенвальде (ныне – в составе района Тельтов-Флеминг федеральной земли Бранденбург ФРГ).
4 февраля-14 марта1944 года – узник лагеря шталаг3А (Stalag III A), находившегося в уже озвученном выше Луккенвальде.
С 14 марта 1944 года – узник Stalag VI J, который сначала располагался в немецком населённом пункте Крефельд-Фихтенхайн (ныне – Виллих-Фихтенхайн федеральной земли Северный Рейн-Вестфалия ФРГ), а с 9 октября 1944 года – в немецком городе Дорстен (ныне в составе федеральной земли Северный Рейн-Вестфалия ФРГ). С момента перевода сюда – на рабских работах в составе рабочей команды № 1395 R.
Умер 28 декабря 1944 года, находясь в составе рабочей команды № 1395 R...
Все те три записи - в отношении дорогого Вам воина! Что же касается года рождения, то здесь надо помнить о том факте, то лагерная персональная карта заполнялась со слов самого военнопленного. А последний всегда имел возможность в силу каких-то обстоятельств или личных мотивов исказить информацию о себе.
Но, возможно, что 1900 год – истинная дата рождения, а 1905-й – всего лишь официально закреплённая в советских метриках...

Здравствуйте, Karmen!
Об обстоятельствах смерти и захоронении Ивана Петровича Мичина читайте здесь: http://voenspez.ru/index.php?topic=9515.msg215481#msg215481
«Помимо Михаила Шелепова, еще 8 человек значатся похороненными в Опладен, но точное место захоронения не указано. Все они, как и Ваш дедушка – Иван Петрович Мичин – погибли 28 декабря 1944 года в результате бомбежки авиации союзников. В этот день за 30 минут на 4 городка (Опладен, Кверинген, Бюрриг и Кюпперштадт) было сброшено около 1800 бомб. Об этом говорится в заметке: http://www.rp-online.de/bergisches-land/leverkusen/nachrichten/1800-bomben-auf-opladen-1.407566
Одна из этих бомб была найдена и обезврежена в марте 2008 года. В этой заметке также написано, что от авианалета погибло 79 человек, среди которых было 70 военнопленных и принудительных рабочих».
« Последнее редактирование: 25 Сентябрь 2015, 18:57:45 от Sobkor »
Записан

unifex

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 25 262
  • Алюсов Алексей Михайлович
Re: Узники шталага-6Ёт/Stalag VI J
« Reply #1 : 22 Июль 2012, 17:56:54 »
Бакланов Николай 1923 г.р., советский военнопленный лагеря шталаг VI J в Дорстен/Дюссельдорф-Герресхайм. Лагерный номер – 149848.
09.09.1944  вместе с 20 советскими военнопленными солдатами сбежал из плена из лагеря  Дюссельдорф-Герресхайм.
Источник – РГВА: ф. 500, оп. 4. д. 364, л. 571.
http://www.obd-memorial.ru/Image2/filterimage?path=Z/014/0500-4-364/00001110.jpg&id=84876533&id=84876533&id1=89d44ec565e09195479c22870249d90f

« Последнее редактирование: 20 Февраль 2015, 20:36:38 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 32 922
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Узники шталага-6Ёт/Stalag VI J
« Reply #2 : 24 Июнь 2017, 16:01:09 »
ШЕПЕДКО Павел Петрович (1915-1943), военнослужащий 712-го стрелкового полка де-юре 132-й стрелковой (впоследствии – Бахмачско-Варшавская дважды Краснознамённая ордена Суворова) дивизии, а де-факто – боевого отряда 148-й стрелковой (впоследствии – Черниговская Краснознамённая ордена Суворова) дивизии 45-го стрелкового корпуса (I ф) 13-й армии Западного фронта, узник нацистских лагерей, красноармеец.
Родился в 1916 году на Алтае. Украинец. Атеист. Слесарь по гражданской специальности. Родственники по состоянию на лето 1941 года: мать – Зинаида Шередко (отчество в документе не указано: проживала в селе Малая Волчанка на тот момент времени Каменского, а теперь современного Крутихинского района Алтайского края.
Рост имел в 170 см, по цвету волос – блондин.
Согласно лагерной персональной карте советского военнопленного (ф. 58, оп. 977521, д. 1220, л. 42), 25 июля 1941 года пленён противником в Смоленской области. В связи с этим можно не сомневаться, что боец попал в плен именно в ходе боёв, которые в тот момент велись на территории Шумячского района, у левого берега реки Сож.
На момент пленения раненым или больным не был. В плену был учтён с искажением фамилии: в русской интерпретации – как Шипетко.
Первоначально содержался нацистами в лагере шталаг-316, который находился в польском городе Белосток. Присвоенный здесь лагерный номер – «5205».
С 19 августа и по 10 декабря 1942 года – узник лагеря шталаг-6Ф (Stalag VI F), находившегося в немецком городе Бохорн (ныне – в составе округа Мюнстер федеральной земли Северный Рейн-Вестфалия ФРГ), при этом с 31 августа 1942 года – на рабских работах в составе рабочей команды № 202 «Essen-Bergeborbeck» с местом дислокации последней в предместье Бергеборбек немецкого города Эссен (ныне – в составе федеральной земли Северный Рейн-Вестфалия ФРГ).
С 10 декабря 1942 года – узник лагеря шталаг-6Ёт (Stalag VI J), который находился в немецком городе Дорстен (ныне – в составе округа Мюнстер федеральной земли Северный Рейн-Вестфалия ФРГ), однако с момента формального перевода сюда по-прежнему в составе рабочей команды № 202.
С 15 марта 1943 года – на госпитализации в лагерном лазарете, который дислоцировался в лагере-«ветвь» «Дорстен». При этом диагноз в лагерной карте не отражён. Здесь и умер от истощения и болезней 9 (но правильно, как надо полагать, – 19) марта 1943 года.
Увековечен в:
- Книге Памяти Алтайского края – т. 3, стр. 419, но с бездоказательным утверждением, что призван в 1941 году, и с тремя искажениями: 1) как якобы русский, а не украинец по национальности; 2) как якобы рядовой, а не красноармеец по воинскому званию; и 3) как якобы «пропал без вести янв. 1943», а не как погибший в нацистском плену в марте 1943 года;
- Книге Памяти Калининградской области «Назовём поимённо» – т. 19, стр. 410, но с тремя искажениями: 1) как якобы Шипетко, а не Шепедко по фамилии; 2 и 3) как якобы погибший в шталаге-316, а не в шталаге-6Ёт (Stalag VI J), и в связи с этим якобы подлежащий увековечению в городе Черняховске Калининградской области, а не в немецком городе Дорстен.
Юрий РЖЕВЦЕВ.
Записан
Страниц: [1]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »