Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Правила Форума: личная порядочность участника и признание им царящего на Форуме принципа субординации, для экспертов вдобавок – должная компетентность! Внимание: у Администратора и Модераторов – права редактора СМИ!

Автор Тема: Воины 55 кд (I ф)  (Прочитано 2272 раз)

unifex

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 25 247
  • Алюсов Алексей Михайлович
Воины 55 кд (I ф)
« : 12 Март 2010, 19:51:31 »
Младший командир из 87 кп 55 кд (I ф) сержант Василий Григорьевич Зюлин. Родился 17.02.1914 года в селе Старошешминск Нижнекамского района Республики Татарстан.
Призван по мобилизации в июне 1941 года Южским РВК Ивановской области.
02.10.1941 года пленён противником под районным городом Глухов Сумской области Украины. В плену сумел скрыть свой статус младшего командира. Умер 08.12.1942 года как узник шталага-4Г в немецком посёлке Гросцёссен.

Номер записи в ОБД – 300462104. Источник – ЦАМО: ф. 58, оп. 977520, д. 2885, лл. 43 и 43об.
https://www.obd-memorial.ru/memorial/fullimage?id=300462103&id1=a4e14944f5ab6c57d2184063f64f2926&path=SVS/002/058-0977520-2885/00000076.jpg
https://www.obd-memorial.ru/memorial/fullimage?id=300462105&id1=fcfa03f6596575d6bf3fd3a79de6d1dc&path=SVS/002/058-0977520-2885/00000077.jpg


Номер записи в ОБД – 65184647. Источник – ЦАМО: ф. 58, оп. 977520, д. 838, л. 53.
https://www.obd-memorial.ru/memorial/fullimage?id=65184611&id1=8dd3c33fd87178605fdae063893aad66&path=Z/006/058-0977520-0838/00000084.jpg – под № 53:
« Последнее редактирование: 24 Октябрь 2017, 16:44:38 от Sobkor »
Записан

unifex

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 25 247
  • Алюсов Алексей Михайлович
Re: Воины 55 кд (I ф)
« Reply #1 : 15 Март 2010, 06:32:08 »
Боец 1-го сабельного эскадрона 87 кп 55 кд (I ф) красноармеец Иван Васильевич Филимонов. Родился 11.04.1908 года в деревне Чертовики Вознесенского сельского поселения Савинского района Ивановской области. Призван по мобилизации 12.07.1941 года Савинским РВК Ивановской области. 30.09.1941 года пленён противником у райцентра Ямполь Сумской области Украины. Погиб 04.10.1942 года как узник шталага-4Г в немецком посёлке Гросцёссен.
Номер записи в ОБД – 300168961. Источник – ЦАМО: ф. 58, оп. 977520, д. 1803, лл. 33 и 33об.
https://www.obd-memorial.ru/memorial/fullimage?id=300168960&id1=3592ec6f3a26201ebabf3e5d3b4823ae&path=SVS/001/058-0977520-1803/00000154.jpg
https://www.obd-memorial.ru/memorial/fullimage?id=300168962&id1=5921903ae27b51d5ce3739cfc12cc646&path=SVS/001/058-0977520-1803/00000155.jpg


Источник – ЦАМО: ф. 58, оп. 18004, д. 1718, лл. 229 и 229об.

« Последнее редактирование: 02 Август 2017, 15:52:10 от Sobkor »
Записан

Алексей В.

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1
Re: Воины 55 кд (I ф)
« Reply #2 : 10 Январь 2011, 12:42:27 »
Здравствуйте, уважаемые участники форума!
Помогите, пожалуйста, мне определиться с тактикой дальнейшего поиска моего деда, пропавшего без вести.
Волковский Алексей Сергеевич, родился в крымской деревне Кош-Дегермен в 1906 г. Мобилизован 12 июля 1941 г. Московским ГВК, мл. лейтенант, 55 кд (1 форм.), 84 кп, командир взвода (3-го – по адресу писем, сабельного – по данным УПК). Последнее письмо написано 31.12.41, отправлено гражданской почтой без обратного адреса, получено в Москве в июле 1943 г., сохранился фрагмент штемпеля г. Курск 1943 г. Также имеется возвращенное с фронта в Москву письмо родственников с пометкой ППС 55-й кд «выбытие адресата» от 06.01.42.
На основе этого на данный момент считаю интервалом пропажи без вести 31.12.41 – 06.01.42 (официально по извещению значится сентябрь 1941 г. – по последнему письму на момент начала розыска).
Отработанные на данный момент информационные источники:
1. ОБД «Подвиг народа»: в этот период 55 кд воевала на Брянском фронте 2-го форм., до 04.01.42 - в составе подвижной группы Костенко на территории нынешних Покровского и Верховского районов Орловской области (нас. пункты Ключики, Молявые, Милявое, Березовец, Ворово по картам 1942 г.), 04.01.42 группа Костенко с большими потерями сдала боевые участки и была расформирована, 55 кд выведена в резерв и до 06.01.42 производила смену личного состава; с начала января 1942 г. и вплоть до включения в 8-й кк (в конце января 1942 г.) 55 кд  многократно переподчинялась в пределах Брянского фронта (сводный кк (52+55 кд) – группа Костенко, прямое фронтовое подчинение, 3А, 13А, 61 А).
2. ОБД «Мемориал»: нашел записи в Книгах Памяти и приказ об исключении из списков; за январь 1942 г. донесений о безвозвратных потерях 55-й кд не нашел вообще (возможно, донесений нет вследствие многократного переподчинения 55-й кд); в поименных списках захоронений ничего не нашел; нашел в районе боевых действий несколько безымянных захоронений (57-523, 57-532, 57-533), где, наверное, мог бы быть похоронен мой дед.
3. ЦАМО: получил копию УПК (в ней есть только № приказа по МВО о назначении командиром взвода – 00527 от 9.09.41 и запись «анкета 19.02.43»); также получил архивную справку, в которой сказано, что в имеющихся раздаточных ведомостях на выдачу денежного содержания за октябрь-декабрь 1941 г. моего деда нет, а других документов 84 кп и 55 кд, позволяющих навести справки, на хранении нет.
4. Архив военно-медицинских документов: сведений нет.
5. Центр поисковых отрядов Орловской области «Самолет»: сведений нет.
6. Общероссийская общественная организация ветеранов войны и военной службы: ветеранов-однополчан не нашли.
7. Международная служба розыска (Бад Арользен): сведений нет.
Буду признателен всем за любую дополнительную информацию и советы по дальнейшим шагам. С уважением, Алексей.
« Последнее редактирование: 02 Июль 2014, 19:41:56 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 32 355
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Воины 55 кд (I ф)
« Reply #3 : 10 Февраль 2013, 16:59:56 »
Номер записи в ОБД – 65405838. Ерошин Николай Иванович 1914 г.р. Призван в 1941 году Железнодорожным РВК Московскй области. Воин 78 кп 55 кд (I ф), старший сержант. С 3 октября 1941 года находился в плену, где чудом, но выжил. Источник – ЦАМО, ф. 58, оп. 18003, д. 1400, л. 100.
http://www.obd-memorial.ru/memorial/fullimage?id=65405833&id1=67d3e30aaa933e5ac39f47d7374a59b8&path=Z/007/058-0018003-1400/00000101.jpg – под № 624:
« Последнее редактирование: 29 Июль 2017, 15:50:08 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 32 355
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Воины 55 кд (I ф)
« Reply #4 : 02 Июль 2014, 19:42:14 »
РамСпас поиск. Возвращение

СКОРОБОГАТОВ ИЗ РЫБОЛОВО: УЗНИК ХАММЕЛЬБУРГ
Из Книги Памяти Московской области, т. 22-II:

Около трети записей в Книге Памяти заканчиваются такими словами: «Пропал без вести». Судьбу многих из них установить можно. Путем сопоставления и обобщения информации из разных архивных документов была  установлена судьба и Василия Скоробогатова.
В 1946 г. при проведении подворового опроса по выявлению военнослужащих, с которыми в период войны прекратилась связь семьи, в список пропавших был внесен и Скоробогатов. Сведения о нем сообщила жена, Евдокия Петровна из Рыболово. Она рассказала, что муж родился в 1912 г. в Рыболово, на войну ушел в июне 1941-го. Интересная деталь: такой опрос проводился по всей стране и списки должны были быть одинаковыми по форме, но в списках Раменского РВК была графа о том, когда прекратилась связь (получено последнее письмо, и с какого адреса), а в списках Бронницкого РВК такой графы нет. Имея обратный адрес пропавшего без вести, можно установить, в какой части он служил и при каких обстоятельствах мог быть убит или попасть в плен.

В списке Бронницкого РВК Скоробогатов признан пропавшим без вести в декабре 1942, но это оплошность писаря, который список составлял. Он неправильно написал год. Скорее всего, последнее письмо женой было получено в сентябре-октябре 1941-го. По существовавшей тогда практике, к дате этого письма прибавляли три месяца и с этого срока официально признавали солдата пропавшим без вести. Из дальнейшего поиска станет ясно, на чем основаны эти предположения, да и в списке Управления учета потерь того же 1946-го года Скоробогатова числят пропавшим без вести в августе 1941-го, что, впрочем, тоже ошибка. При самостоятельном поиске нужно учитывать, что довольно часто официально установленная дата, когда солдат пропал без вести, весьма и весьма условна.

Итак, известен год и место рождения Скоробогатова, когда был призван и имя-отчество жены.
Для установления судьбы солдата нужно знать место его службы. На попавших в плен в органах НКВД заводили карточки учета, в т.ч. и после войны, когда обрабатывались захваченные немецкие документы. Сейчас карточки хранятся в Российском государственном военном архиве. Свободного доступа к документам архива нет, но информация о них есть на сайте Министерства обороны «ОБД Мемориал». Есть там и сведения из карточки Скоробогатова: служил в 84-м кавалерийском полку, в плен попал 4 октября 1941 года.
84-й кавалерийский полк входил в состав 55-й кавалерийской дивизии (I ф), которая в октябре 1941-го воевала на Брянском фронте (I ф) в составе 13-й армии.

Обстановку на Брянском фронте (I ф) нельзя рассматривать в отрыве от обстановки, сложившейся к октябрю 1941-го на всех фронтах. К этому времени на юге немцы окружили и фактически разгромили под Киевом Юго-Западный фронт (I ф), а в центре вышли на ближние подступы к Москве и ее захват казался им очень близким. Москва – это не просто город, столица, это место, где находился Сталин, правительство. Если бы они вынуждены были покинуть столицу и город сдать, не знаю, каким был бы дальнейший ход войны. «Как Москва?», - это был больной вопрос на всех фронтах. Стоит Москва, Сталин на месте, значит не все потеряно, и это было огромной моральной и психологической поддержкой для всех ведущих неравные тяжелейшие бои. Москва стала передним краем, на котором стояли и лично Сталин, и верховная власть страны, и солдат в окопе. Если бы верховный главнокомандующий покинул этот передний край, то наши фронты могли просто рухнуть.
Понимали это и немцы. Поэтому 16 сентября в немецкие войска была направлена директива о решающем броске на Москву, согласно которой основной танковый удар наносился по городу из районов Духовщины и Рославля. Брянск далеко от столицы, но именно оттуда, от Шостки (Сумская обл. южнее Брянска) высвободившейся под Киевом танковой группировкой Гудериана немцы одновременно планировали нанести широкий охватывающий удар, отрезающий наши силы восточнее Москвы на более дальних рубежах.

55-я кавдивизия (I ф) в районе Ямполь, Свесса, Марчихина Буда, Хинель, оказалась на самом острие основного удара танков Гудериана. К тому времени вместе с 21-й горнокавалерийской и 52-й кавалерийской дивизиями она была включена в состав подвижной кавгруппы полковника Я.К. Кулиева. Уже 30 сентября дивизия была атакована 20 танками при поддержке мотопехоты и начала отход к Каменке, но оказалась зажатой между группами немцев, наступающих на Середина-Буду и Севск. Немцы двигались быстрее, и дивизия попала в окружение.

Другие дивизии кавгруппы 3 октября вышли в Хинельские леса, но все еще находились в окружении. Ожидался подход и 55-й кавдивизии (I ф), но связи с ней не было. В оперсводке 13-й армии на 20.00 04.10.1941 года о положении дивизии также нет никаких сведений.

Скоробогатов попал в плен 4 октября, значит – в тех боях в районе Ямполь, Свесса, Середина-Буда, Севск это и произошло. Наши дивизии не капитулировали, они дрались. Несмотря на то, что наши 13-я, 3-я и 50-я армии оказались в «Брянском котле», для немцев это стало скорее большой проблемой, чем успехом. Окруженные армии проводили жесточайшие попытки прорыва, и немцы у этих котлов просто завязли. Они не могли двигаться дальше, оставив у себя в тылу такой нарыв! Такая же ситуация сложилась и с «вяземским котлом» под Москвой. Не было у нас понятия «гарнизон капитулировал». Если бы немцы не смогли удержать окруженных в «котлах», они получили бы рейд прорвавшихся русских по своим тылам, а это угроза остаться в наступлении без снабжения и штабов.

Когда, как казалось немцам, победа близка, но они не могли из-за сопротивления окруженных русских задействовать всю свою мощь против ослабевших, но не менее ожесточенно сопротивляющихся войск на переднем крае, это стало деморализующим фактором для самих немцев.
Гудериан писал по этому поводу: «Тяжелые бои постепенно оказали свое воздействие на наших офицеров и солдат… И это было не физическое, а душевное потрясение, которое нельзя было не заметить. И то, что наши лучшие офицеры в результате последних боев были так сильно подавлены, было поразительным».
Итак, удалось выяснить, при каких обстоятельствах Скоробогатов попал в плен, но это еще не вся его судьба.
25 июня 1945г. Главное управление контрразведки «Смерш» в адрес Управления учета потерь рядового и сержантского состава НКО (Народный Комиссариат Обороны) и обеспечения их семей направило список военнопленных, содержавшихся в немецких лагерях г. Хаммельбург. Он был составлен на основании документов, захваченных при освобождении этих лагерей. Судя по ограниченным сведениям о военнопленных, списки это были составлены по текущим документам – спискам умерших, лазаретным книгам и т.д., т.к. в персональных картах военнопленных, их основном документе, сведений было гораздо больше.

Есть там и Василий Скоробогатов (без отчества) 1912 г.р., уроженец Рыболово. Места службы не указано, но есть запись с именем жены: Евдокия, и ее адрес: Рыболово Бронницого района. Данные совпадают со списком подворового опроса, но нет отчества ни у Василия, ни у его жены. Конечно, можно предположить, что в Рыболово была другая семья с той же фамилией и теми же именами супругов, но об этом лучше знают старожилы деревни и родственники Скоробогатовых. Считаю, что такие совпадения маловероятны.
Скоробогатов умер в плену 1 декабря 1941 г. и был похоронен на кладбище Хаммельбург. Этот немецкий город в Баварии, расположен в 100 км северо-западнее Нюрнберга.
В 3 км южнее Хаммельбурга на границе военного полигона был лагерь военнопленных солдат и сержантов шталаг-13Ц (Stalag XIII C), а неподалеку – лагерь военнопленных офицеров офлаг-62 (он же –13Д/ XIII D). Скоробогатов не был офицером, а, значит, содержался, в шталаге-13Ц, да и не было еще в 1941-м здесь офицерского лагеря.

Лагерь военнопленных на территории полигона существовал еще с Первой мировой войны. С началом Второй мировой войны там снова появились военнопленные. Первыми были бельгийские, голландские и французские солдаты. В мае-июне 41-го, после Балканской компании, поступили сербы и хорваты, а в июне-июле пленные австралийцы после битвы за Крит. Были в лагере и англичане, поляки и другие национальности. С лета 1941-го стали поступать и советские военнопленные.
Многие пленные находились в рабочих командах в сельском хозяйстве, на расположенных рядом фабриках и промышленных предприятиях. Конечно же, содержание наших военнопленных разительно отличалось от лагерного быта западноевропейцев.

Шталаг-13Ц был базой по распределению посылок Международного Красного Креста, поэтому они получали такие посылки регулярно.

По некоторым сведениям лагерь выполнял и роль лагеря-лазарета для больных, травмированных при авариях или раненых при авианалетах пленных. Но и лечение для наших пленных было совсем другим. Зачастую в лазарет они помещались только потому, что в связи с истощением уже не годились ни для каких работ, а организм не мог бороться с болезнями. Их просто убирали из общих бараков умирать.
Был ли Скоробогатов в рабочей команде, с каким диагнозом попал в лазарет, – неизвестно, как неизвестно и то, поступил ли он туда из бараков шталага-13Ц или же из какого-то другого лагеря XIII военного округа вермахта. Возможно, в архивах и лежат пока еще недоступные документы, из которых это можно узнать, но пока они не найдены.

После войны останки англичан, французов и итальянцев были перезахоронены на родине и в могилах остались в основном советские военнопленные и погибшие в 1945 солдаты и офицеры. Сейчас все павшие в плену и боях из мелких захоронений перезахоронены на основное кладбище «Ам Фельсхен», где и покоятся 44 русских солдата Первой мировой и 2987 воинов Второй мировой войны. На краю установленной на мемориале чаши надпись: «…Но человек в человеке не узнал брата».

Имя Василия Скоробогатова в списках захоронения есть.

Ищите своих близких!
Копии архивных документов находятся в МУ РамСпас. Тел. 8-496-46-50-330 Горбачев Александр Васильевич.
Все материалы по поиску без вести павших на сайте
http://gorbachovav.my1.ru/

Использованы материалы:
http://www.obd-memorial.ru/html/index.html
http://podvignaroda.mil.ru/?#tab=navHome
http://myfront.in.ua/krasnaya-armiya/divizii/kavalerijskie-17-30.html
http://www.polk.ru/forum/index.php?showtopic=2324
http://konnica.tut.su/vov-1941-briansk-front.htm
http://278cd.ucoz.ru/publ/vospominanija/iz_otcheta_o_boevykh_dejstvijakh_armij_brjanskogo_fronta_s_1_po_26_oktjabrja_1941_goda/3-1-0-42
http://xn--13-8kc6atx1i.com.ua/istoriya-13-armi%D1%97/
http://www.dokst.de/main/sites/default/files/dateien/texte/Buch_Hammelburg.pdf
http://www.dokst.ru/main/sites/default/files/dateien/texte/Totenliste_Hammelburg_RU.pdf    список похороненных хаммельбург.
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 32 355
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Воины 55 кд (I ф)
« Reply #5 : 01 Август 2015, 18:27:08 »
Боец 78 кп 55 кд (I ф) красноармеец Георгий Афанасьевич Кулагин 1908 г.р. из Химкинского района Московской области.
3 октября 1941 года пленён противником под райцентром Глухов сумской области Украины.
Погиб 15 декабря 1941 года в шталаге-4Х (Stalag IV H; он же – 304).


Источник – ЦАМО: ф. 58, оп. 977520, д. 1711, л. 60.
https://www.obd-memorial.ru/memorial/fullimage?id=300143444&id1=83efa07e4ff20e259951b62d40995e6f&path=SVS/001/058-0977520-1711/00000093.jpg
https://www.obd-memorial.ru/memorial/fullimage?id=300143446&id1=d4cb9d6a796c75db1a6a1998566e1e6f&path=SVS/001/058-0977520-1711/00000094.jpg

Источник – ЦАМО: ф. 58, оп. 977523, д. 457, л. 334.
https://www.obd-memorial.ru/memorial/fullimage?id=73220513&id1=9ab1c2c930cf91f8abbb3c18f14e60fc&path=Z/011/058-0977523-0457/00000387.jpg – под № 492:
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 32 355
  • Ржевцев Юрий Петрович
Re: Воины 55 кд (I ф)
« Reply #6 : 24 Апрель 2016, 08:01:32 »
КАРЯГИН Василий Васильевич (1908-не ранее конца ноября 1944), предположительно, помощник военного прокурора 55-й кавалерийской дивизии (I ф) 48-й армии (II ф) Брянского фронта (II ф) по 59-му отдельному конно-артиллерийскому дивизиону, узник нацистских лагерей Восточной Пруссии, военюрист 3 ранга (условно равно капитану).
Родился в 1908 году в некоем населённом пункте Никольская. Был женат: супруга, Ефимия Корягина (отчество в документе не указано), по состоянию на лето 1942 года проживала по адресу: Куйбышевская (ныне – Самарская) область, город Чапаевск, улица Советская, 61.
Образование – высшее юридическое.
В предвоенный период трудился в куйбышевском городе Чапаевске юрисконсультом в одной из госструктур.
В армию призван Чапаевским ГВК бывшей Куйбышевской, а ныне современной Самарской области.
Согласно лагерным документам, заполненным нацистами, пленён противником 6 июля 1942 года в боях под Воронежем.
Первоначально содержался в лагере шталаг-365, находившемся в областном центре Украины городе Владимир-Волынский. Присвоенный здесь лагерный номер – «27509».
По состоянию на середину августа 1943 года – узник лагеря шталаг-1Б, находившегося в восточнопрусском городе Хохенштайн (ныне – польский Ольштынек).
С 19 августа 1943 года – узник лагеря шталаг-1Ф, находившегося в восточнопрусском городе Судауен (ныне – польский Сувалки).
К ноябрю 1944 года – узник шталага-20А, находившемся в западнопрусском городе Торн (ныне – польский Торунь), а с 18 ноября 1944 года – узник шталага-11А, находившегося в немецком посёлке Альтенграбов (ныне – в черте посёлка Дёрниц управления Мёккерн-Флеминг района Йерихов федеральной земли Саксония-Анхальт ФРГ). Источники – ЦАМО: Картотека пленённых советских офицеров, ящ. № 120, лл. 486-487об.
Дальнейшая судьба неизвестна.
Дважды и при этом сугубо ошибочно увековечен в Книге Памяти Калининградской области «Назовём поимённо» – т. 10 стр. 486 и т. 13 стр. 177 и при этом со следующими пятью искажениями: 1) как якобы Корягин, а не Карягин по фамилии; 2) как якобы военнослужащий мифической «59 ад [артиллерийская дивизия]», а не 59-го отдельного конно-артиллерийского дивизиона 55-й кавалерийской дивизии (I ф); 3 и 4) как якобы погибший в немецко-фашистском плену 31 декабря 1944 года в восточнопрусском шталаге-1Ф; и 5) почему-то как подлежащий занесению на скрижали воинского мемориала посёлка Орловка Гурьевского района.
В Книге Памяти Самарской области не значится.
Юрий РЖЕВЦЕВ.
Записан
Страниц: [1]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »