Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Правила Форума: личная порядочность участника и признание им царящего на Форуме принципа субординации, для экспертов вдобавок – должная компетентность! Внимание: у Администратора и Модераторов – права редактора СМИ!

Автор Тема: Перезахоронение под Балтийском неизвестных лётчиков советских  (Прочитано 1109 раз)

Прокофьев Илья

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 63
Цитировать
Описание эксгумации
отдельно находящегося захоронения в дюнах на Балтийской Косе на окраине поселка Коса (бывший Нойтиф)
от 9 апреля 2005 года
Согласно Решению администрации Балтийского городского округа за № 368-р от «29» июля  2005 г.
9 мая 2005 года было проведено вскрытие захоронения в дюнах возле п. Коса и далее произведена эксгумация.
Присутствовали:   Уполномоченный сотрудник «Аванпорт» - Шмутинский М.А.
Служащий военкомата БГО - Титяев С. А.
Председатель   клуба   краеведов   БГО,   методист   по   музейной работе КМЦ - Шалагинова Е.Е.
Член клуба краеведов БГО, сотрудник ДДТ - Борисова Н.С. Представители в/ч 95043.
Время эксгумации:     9 апреля 2005 года с 9.20 до 11.50 час.
Пояснения:   9.20 - демонтаж памятного знака;
9.30 - 10.30 - изъятие песчаного грунта и мелких предметов; 10.30   -   11.30   -    изъятие   останков    и    просеивание   песка, находившегося рядом с останками;
11.30 - 11.50 - визуальный осмотр останков, заполнение частями демонтированного знака и песком места бывшего захоронения.
Сопутствующие эксгумации работы:
1.   Демонтаж памятного знака. Указанный знак представлял собой бетонный
обелиск   высотой   приблизительно   1,5   метра   с   остатком   металлической
арматуры   10-15   см.,   видимо,   использовавшийся   для   крепления   звезды.
 Обелиск был установлен на фундаменте из кирпича, залитого сверху бетоном
и вмонтированного в часть надгробья (цветочницу) довоенного немецкого
образца (бетон, декор под мраморную крошку, к. 30-40-х годов XX века).
Памятный     знак    был     обнесен    оградой,     изготовленной     из    цельного
металлического стержня диаметром приблизительно 3 см и выкрашенной в
зеленый  цвет.  Кроме  этого,  в  ограду были   помещены  несколько листов
шифера. Знак был демонтирован при помощи техники, при перемещении -
развалился. Части знака закопаны на месте эксгумации.
Изъятие грунта. Работы по извлечению песка производились одновременно 3-
5 людьми при помощи штыковых лопат. Была выкопана яма приблизительно
размером 2,5 м х 2 м и высотой приблизительно 1,5 м. Работы лопатами были
остановлены при обнаружении останков. Во время извлечения грунта были
обнаружены      небольшие     куски      прозрачного     материала     толщиной
приблизительно   2   см.,    предположительно,    остатки    от   стекла   кабины
самолета.  Также были  извлечены  гильзы  и  патроны  образца 40-х  годов,

предположительно применявшиеся для пулемета и пистолетов. Какое-либо оружие найдено не было.
Описание эксгумации:
При вскрытии захоронения были обнаружены останки двух человек. Останки были расположены головой к морю, друг к другу «лицом» и на боку, причем останки одного человека находились ниже другого примерно на 10-15 см. Останки представляли собой человеческие скелеты, приблизительно 1,70-1,80 м в длину.
Первоначально были выбраны из песка скелетированные останки человека, расположенного справа, если наблюдать за эксгумацией, находясь лицом к морю. Эти останки находились ближе к поверхности. Кости таза, ребра, кости плеча, локтевые и лучевые кости, кости кисти были вынуты в указанной очередности. Череп, на котором сохранились зубы, один или два из которых были металлическими, выбрали далее. Во время изъятия останков были обнаружены мелкие металлические предметы, напоминающие заклепки, кроме этого, на скелете находились остатки темного, содержащего искусственную основу, материала. Также были обнаружены остатки шлема, или трубки. Последними были вынуты кости бедра и голени. Голень была раздроблена. Был обнаружен остаток одного сапога co останками стопы.
Далее был выбран из песка скелет другого человека. Ребра, кости рук, кости таза сохранились более всего. Череп находился под уже упомянутым темным материалом и имел сильные повреждения в височной части. После костей бедра были изъяты кости голени, которые были раздроблены и переломлены, костей стопы не обнаружено.
Вывод:
1.   Захоронение братское, боевое, об этом свидетельствует глубина захоронения и
отсутствие остатков гроба.
2.   В захоронении находились советские летчики авиации флота. Аргументами за
такой вывод служат:
а)   остатки предметов из темного материала с трубками, спасательные жилеты
морской авиации;
б)   заклепки, видимо, от летных комбинезонов;
в)   остаток сапога советского образца с характерной подошвой, стертой
наполовину;
г)   сопутствующие предметы как остатки стекла кабины, гильзы от пулемета.
3.   Захоронение, вероятно, содержит экипаж сбитого во время боевых действий
советского самолета во второй половине апреля 1945 года.
Дополнения:
Останки двух людей были собраны в полиэтиленовые пакеты со всеми сопровождающими предметами. Были изготовлены два небольших гроба. В торжественной обстановке с отданием почестей останки 24 апреля 2005 года были перезахоронены в Братской могиле на Балтийской Косе. Телематериал содержится в передаче «Честь имею» ГТРК «Янтарь».
Описание составлено (Шалагиновой Е.Е.) 9 апреля 2005 года. Дополнения внесены 25.04.2005 г.

12 апреля 1945 года самолет Ил-2 № 307087 из состава 7-го гв.ШАП ВВС КБФ был подбит ЗА пр-ка в р-не 500-800 м от берега г. Пиллау, упал в воду в районе пролива Нойтиф, экипаж:
- летчик зам.командира 2 АЭ гв.лейтенант Сергиян Мамикон Тигранович;
- воздушный стрелок гв.мл.сержант Бажанов Михаил Иванович
Вообще в районе Пиллау в апреле 1945 года у нас значатся сбитыми очень большое количество экипажей ВВС КБФ, но по месту: Нойтиф только этот!
Было бы просто прекрасно получить дополнительные сведения от Сергея Титяева, о котором Вы говорите! С уважением, Илья.
« Последнее редактирование: 09 Август 2014, 22:57:46 от Sobkor »
Записан
С уважением, Илья Геннадьевич Прокофьев

Сергей

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 19
Илья, добрый вечер!
Я молчу, так как дополнительной информации по этому захоронению и меня нет.
Есть фото, видеосюжет. А информации по летчикам или чего то, что могло дать импульс для поиска нет.
Илья, фамилия Сергиян (по данным ЦВМА Сергиянц) и Бажанов (по данным ЦВМА Баженов) у меня в БД есть.
Дата гибели совпадает. Только записано: сбит ЗА противника в р-не Пиллау. Поэтому я не связывал этих летчиков с захоронением. А Ваш источник информации? О причинах, которые позволили сделать выводы:
1.Следов огня на останках и остатках обмундирования нет.
2.Та поза, в которой похоронили погибших летчиков, на наш взгляд, говорит о том, что прошло определенное время от момента их смерти до момента, когда их вынули из кабины смт и похоронили. Это поза сидящего человека.
3.Поэтому, мы считаем, что смт был сбит за несколько дней до момента взятия нашими войсками этого участка косы.
Илья, был бы очень признателен за список летчиков, погибших над Пиллау. Сверю со своим. Если найду кого-то, кого у Вас нет, то дополню. И последнее. В Балтийске, в совете ветеранов есть мнение, что один наш самолет, вроде бомбардировщик, после того как был подбит ЗА, был направлен летчиком  в центр цитадели Пиллау, где и взорвался. Огненный таран. Никаких данных у меня нет по этому вопросу. Может есть что-то у Вас? С уважением, Сергей.
« Последнее редактирование: 09 Август 2014, 22:59:08 от Sobkor »
Записан

Прокофьев Илья

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 63
Сергей, приветствую! Странно по фамилиям, так как в Вашей-же КП Калининградской области они идут как Сергиян и Бажанов. Кроме того, Бажанов именно так идет и по своему месту рождения (Самарская обл.). Мои сведения, так же из ЦВМА (фонд 333 опись 0012263 д.7 "Акты потерь, поломок, аварий с 20 апреля 1945 года по 27 декабря 1945 года".
А у Вас из списков б\п личного состава КБФ? Я более подвержен версии вынужденной посадки на воду, т.к., оба погибли и во-вторых: "...имел сильные повреждения в височной части...", что конечно бывает при в\посадках, но вот другие повреждения: "...кости голени, которые были раздроблены и переломлены, костей стопы не обнаружено..." - указывает о силном ударе, но не о землю... скорее о воду... Их трупы, скорее всего были выловлены из воды или подняты из кабины самолета (если он находился недалеко от берега)... Постараюсь на днях "подбить" список по Пиллау и скину Вам! С уважением. Илья.
 
« Последнее редактирование: 24 Январь 2009, 20:01:18 от Прокофьев Илья »
Записан
С уважением, Илья Геннадьевич Прокофьев

Прокофьев Илья

  • Опытный пользователь
  • Участник
  • ***
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 63
Сергей, приветствую! По списку понятно, это был запрос от КП Калининградской области в ЦВМА, который в архиве отрабатывался по общим спискам б\п л\с КБФ. По 58 бап конечно все потери есть, в том числе и экипаж Лепешкина-Тарасевича-Чегодина, у меня он значится сбитым в р-не Данцигской бухты... С уважением, Илья.
Записан
С уважением, Илья Геннадьевич Прокофьев

М.Шмутинский

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 15
Самолет упал на Западный форт, т.к. очень много деталей обшивки, далее подлетев от удара пролетел метров 100-200, упал оканчательно, в земле есть фрагменты. Могила рядом с местом подения. По воспоминаниям (а точнее по неподтвержденным расказам) летчики оставались в кабине, до штурма косы и были похоронены после взятия поселка Нойтиф. Об ударе также говорит тот факт, что нижние конечности сильно поломаны, и отсутствие сапог.
По поводу Бородейко Эдуарда Дмитриевича, его хорошо знаю, информацией по этому поводу не обладает. Борисова Наталья Сергеевна также ничего не знает.
В такой то книге, в воспоминаниях ветерана, есть скорее всего про них попробую найти.
Выдержка из книги П.Н. Кузьменко Книга о боевых свершениях 31-й (б. 328-й) Гвардейской Витебской ордена Ленина Краснознаменной ордена Суворова II степени стрелковой дивизии: "На берегу косы Фрише Нерунг валялись трупы немцев и гвардейцев. Там был сплюснутый почти ушедший в землю наш истребитель и возле него останки летчика (одна только грудь) с орденами Ленина и Красного Знамени на груди. Последние были без колодок. Это значит, что он был награжден еще в начале войны и мало, очень мало дней не дожил он до Победы".
« Последнее редактирование: 09 Август 2014, 23:02:39 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 32 371
  • Ржевцев Юрий Петрович
Представляю фотоиллюстрации, любезно предоставленные участником той экспедиции Михаилом Шмутинским:




« Последнее редактирование: 09 Август 2014, 22:53:25 от Sobkor »
Записан

исСЛЕДОВАТЕЛЬ

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 2 124
  • Константин Борисович Стрельбицкий
Уважаемые коллеги!
Внимательно прочитал все сообщения темы и для себя сделал вывод, что все вы вместе так и не пришли к окончательному выводу о том, кто были эти перезахороненные лётчики. Со своей стороны могу сообщить следующее.
Одно из Ваших предположений - самолёт Ил-2 из состава 7-го шап ВВС КБФ с экипажем Сергиян - Бажанов.
В Москве, в АО ЦВМА нашёл по его потере 3 документа.
Первый - "Журнал боевых действий 7 ГШАТКП" за 01.01. - 15.05.1945 (фонд 122, дело 25923). Запись за 11.00 12.04.1945: "... Предварительный доклад ст.л-та Карпова: ... Ил-2 № 27, л-к. л-т Сергиян был подбит над целью, огнём ЗА, загорелся, затем отвалилась одна плоскость и самолёт упал штопором в середине пролива Нойтиф" (листы 31 - 31об.).
Второй - "Журнал учёта боевых лётных происшествий в частях 9 ШАД ВВС КБФ" за 14.01.1944 - 25.04.1945 (фонд 122, дело 26254). Запись № 28 (табличная, в изложении):
"Наименование частей - 7 ГШОКТП
Дата время - 12.04.45 10.31
Тип самолёта - Ил-2
Классифик. происшествия - Боевая потеря
Должность звание фамилия И.О. - Зам к-ра АЭ гвардии лейтенант Сергиян, стрелок гвардии младший сержант Бажанов
Краткое описание происшествия - При нанесении БШУ по кораблям пр-ка в р-не Пиллау прямым попаданием снаряда ЗА был сбит упал в р-не пролива Нойтиф
Причины и виновники - Сбит ЗА пр-ка
Состояние экипажа самолёта - Убит Затонул
Принятые меры и проведённые мероприятия - - " (Листы 60об. - 62).
Третий документ - это заполненный стандартный бланк "Акта расследования причин лётных боевых потерь в частях ВВС ВМФ" (фонд 122, дело 26276). Текст на 4 страницах (листы 64 - 65), не содержащий, в принципе, никаких других подробностей (кроме, пожалуй, уточнения, какая именно плоскость у подбитого штурмовика отвалилась). Если этот текст принициально нужен, то сообщите - скопирую в архиве.
Так же сообщите, описания каких конкретно ещё потерь (день, авиаполк, экипаж) следует мне поискать в АО ЦВМА
по данной теме.
Не сомневаюсь, что всем нам (и конкретно мне - бывшему авиатору) очень бы хотелось установить имена этих погибших лётчиков! С уважением, К.Б. Стрельбицкий.
« Последнее редактирование: 09 Август 2014, 23:03:26 от Sobkor »
Записан
"Я не мальчик, чтобы в архивы ходить!" © А.Б.Широкорад.
Значит я - МАЛЬЧИК!!!
Страниц: [1]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »