Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Расширенный поиск  

Новости:

Правила Форума: личная порядочность участника и признание им царящего на Форуме принципа субординации, для экспертов вдобавок – должная компетентность! Внимание: у Администратора и Модераторов – права редактора СМИ!

Автор Тема: НКПС – Народный комиссариат путей сообщения  (Прочитано 5049 раз)

poltergeist

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 6
Здравствуйте!
Прошу помощи уважаемых экспертов: мой дед, Герасимов Владимир Николаевич, согласно полученным сведениям из РГАЭ (фонд МПС 1884), до июня 1943 года был младшим стрелочником РЗД Туркестано-Сибирской железной дороги, затем был отправлен на пятимесячные курсы при технической школе станции Аягуз той же ТСжелдор. Через месяц направлен на ст. Выгоничи Белорусской железной дороги дежурным по станции, а с декабря 1944 года по октябрь 1945 года он – начальник станции Баркалабово Белорусской железной дороги. Возникает вопрос: относились ли упомянутые места службы моего дедушки к каким-либо военным частям? Из ЦАМО ответа нет давненько, а хочется найти сослуживцев деда! Спасибо всем заранее!

НКПС на тот момент времени было военизированным ведомством, но к армии, тем не менее, не относилось, за исключением обслуживавших фронт паровозных колонн...
« Последнее редактирование: 18 Декабрь 2017, 15:28:39 от Sobkor »
Записан

PUH

  • Пользователь
  • Участник
  • **
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 7
Уважаемая Poltergeist!Я не эксперт,но хочу Вам помочь. :)
Эксплуатацию фронтовых и прифронтовых ж.д.дорог осуществляли: линейные ж.д.предприятия,военно-эксплуатационные формирования НКПС(первые созданы уже в конце 1941г и в ходе войны) и железнодорожные эсплуатационные полки.Последние-это РККА.
Ваш дедушка работал на линейном ж.д.предприятии младшим стрелочником РЗД (РЗД-вероятно -разъезд) службы ..Д,,(движения).Весной 1943 ГКО СССР принял решение и НКПС стал военизированной организацией.Затем был отправлен на 5-ти месячные курсы при технической школе(предположительно ускоренные курсы при ШКОЛЕ ВОЕННЫХ ТЕХНИКОВ)и может быть даже получил ведомственное звание техник-мл.лейтенант(звание в прямой зависимости от должности-дежурный по станции).Началось освобождение Белоруруссии,и в составе Военно Эксплуатационного Отделения (ВЭО №...)Ваш дедушка начал работать на станции Выгоничи. ВЭО№...-это большой состав с вагонами,где жил комсостав(иногда с семьей-чесно легально),просто личный состав,различные мастерские(сапожная,кузница,....),клуб,банно-прачечные дела(не путать с банно-прачечными поездами-ВОСО),гауптическая вахта и тд. и т.п.Несколько ВЭО входили в состав Военно Эксплуатационного Управления(ВЭУ№...),которое занималось эксплуатацией железной дороги(в данном случае наверное части Белорусской ж.д.)В составе ВЭУ были службы:Д(движения),Т(тяги),П(пути),Ш(СВЯЗЬ-никто не знает почему Ш),В(вагоны),насчет Э(электроснабжение)не знаю,политотдел(обычно с газетой),1-й отдел точно и многое другое.В ВЭО были уже отделы и 1-й сектор,а линейные предприятия назывались ДС(станция)ПЧ(путейцы-не путать с тупейшим сериалом на одном из тв-каналов),ТЧ(локомотивное депо),ШЧ(дом связи),ВРД(вагоноремонтное депо-осмотрщики вагонов тогда входили в их состав).Еще были колонны паровозов особого резерва ОРКП№... ,ВагоноРемонтные Колонны ВРК№...,ВОДРЕМ№..(ремонт водоснабжения),ГОРЕМ№..(головной рем.-восстановительный поезд),ПОДРЕМ№..(поезд по ремонту подвижного состава) и УВВР№...(управление военно-восстановительных работ)-единственные.которые шли сразу за войсками ,,с винтовкой за спиной и путейским молотком в руках ,,-хотя были в составе НКПС.
Станции Баркалабово по атласу 1943 г. в составе Белорусской ж.д. пока не нашел . :)
Хоть сейчас ОАО РЖД переходит на работу без отделений,но есть ,,отделенческие,, и ,,дорожный,, ведомственные архивы с прекрасными фондами.Например архив ЮГО-ВОСТОЧНОЙ ж.д. ОАО РЖД-Фонд НКПС-есть ВЭО№6,16,19;ОРКП№5,13,49;ВРК№28;ВОДРЕМ№4;УВВР№5;ПОРЕМ№20;ГОРЕМ№39;-годы с 1942 до расформирования.;архив Забайкальской(в части дороги им.Молотова)-ВЭО№31-в апреле.мае 1944 в Гомеле; июль 1944 в Слуцке;в 1946 вернулось на место формирования в Читу.Если дедушка вместе со своим ВЭО вернулся на Туркестано-Сибирскую ж. д.- то все в Казахстане.Если остался в Белоруссии-это уже лучше-структура организации ж.дорог почти такая же как в России.
НЕ все архивы имеют ,,мыло,,но лучше работать на бумаге(четыре раза приходилось делать запросы-минимум 18(Чита)максимум 32(Воронеж) дня с учетом доставки почты),продублировав запрос через Совет ветеранов(на каждой дороге есть).Мне попадались только отзывчивые люди.(За МЖД говорить не буду -не знаю).
Теперь за американца.По ленд-лизу к нам шло не только вооружение и еда,но и средства связи для железных дорог(например декадно-шаговые АТС системы Строуджера),паровозы,станки...Нужны были переводчки,монтажники,наладчики и т.д..В 35 км от Выгоничей Брянск-крупный промышленный город-восстановление полным ходом.Можно написать письмо в посольство и в ..Контору,,(наши полюбому вели иностранцев),желательно одинакого содержания.
Предлагаю Вам еще две версии про иностранцев в Белоруссии и на железной дороге.
По линии КОМИНТЕРНА в СССР жили люди разных национальностей- ,,от испанцев до китайцев,, :)
Некоторые воевали,а почему бы некоторым и не поработать в НКПС.Как насчет гражданства у них-не знаю.
Вторая.В Белоруссии,в партизанском движении,принимали участие МОРРИС ШУЛЬМАН и его жена ФЕЙ(,,Она является единственным известным еврейским партизанским фотографом-www.waralbum.ru/27270/ ,,) В 1948 году они иммигрировали в Канаду.
Может знакомый Вашего дедушки  имел подобное имя и фамилию,был гражданином СССР,работал в НКПС и потом иммигрировал.Успехов Вам и удачи! С уважением, Повстяной Дмитрий Валериевич.
« Последнее редактирование: 18 Декабрь 2017, 15:31:18 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 33 128
  • Ржевцев Юрий Петрович
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 33 128
  • Ржевцев Юрий Петрович
Первый лист приказа по войскам 3-го Белорусского фронта № 0634 от 19 августа 1944 года о награждении боевыми орденами и медалями большой группы смоленских и белорусских железнодорожников из системы НКПС СССР: http://www.podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/308/033-0690155-3065%2B011-3064/00000004.jpg&id=36505489&id=36505489&id1=3add05de5e3ce61430389624a20926cd
« Последнее редактирование: 17 Ноябрь 2013, 14:36:24 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 33 128
  • Ржевцев Юрий Петрович
ХОРОШЕНКОВ Кузьма Тихонович (1904-1973), заслуженный ветеран системы путей сообщения.
Родился в 1904 году. Русский. Партийность: к лету 1944 года – член ВКП(б).
Военную службу не проходил. С довоенного периода и до выхода на заслуженный отдых – профессиональный железнодорожник.
С осени (предположительно, с конца сентября) 1943 года – начальник Рославльского отделения движения Западной железной дороги, персонального звания не имел, не имел также наград, ранений и контузий.
11 августа 1944 года начальником Западной железной дороги генерал-директором тяги II ранга В.П. Егоровым представлен к награждению орденом Красной Звезды: «После освобождения Рославльского отделения от немецких захватчиков в короткий срок сумел восстановить разрушенное хозяйство, обеспечив движение поездов по всему отделению.
В трудные моменты при неоднократных налётах вражеской авиации лично руководил движением поездов, рассредоточением на станции грузов, х быстрейшим отправлением оперативно-важных транспортов и своевременным продвижением их по отделению». Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 690155, д. 3065, л. 124.
Данное представление получило реализацию в строках приказа по войскам 3-го Белорусского фронта № 0634 от 19 августа 1944 года: от имени Родины удостоился своей первой по счёту государственной награды – ордена Красной Звезды. Источники – ЦАМО: ф. 33, оп. 690155, д. 3065, лл. 2, 8 и 124об.
Впоследствии за трудовую доблесть был удостоен ещё двух орденов – Ленина и Трудового Красного Знамени.
Скончался в 1973 году.
Похоронен в городе Рославле Смоленской области: могила расположена на Вознесенском кладбище, справа от входа на мемориал жертвам фашизма.
Юрий РЖЕВЦЕВ.

НА СНИМКЕ: памятник на могиле К.Т. Хорошенкова. Фото сделано 9 ноября 2013 года, его автор – шумячский поисковик Николай СЕМЁНОВ.
http://i43.tinypic.com/2ibztp2.jpg
« Последнее редактирование: 17 Ноябрь 2013, 19:16:42 от Sobkor »
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 33 128
  • Ржевцев Юрий Петрович
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 33 128
  • Ржевцев Юрий Петрович
Начальник штаба МПВО Смоленского узла Западной железной дороги Николай Яковлевич Перепечко. Был ранен на боевом посту:
http://www.podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/308/033-0690155-3065%2B011-3064/00000179.jpg&id=36505839&id=36505839&id1=80e80a1d2d7a54d76b0b2650f144a48a
http://www.podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/308/033-0690155-3065%2B011-3064/00000180.jpg&id=36505840&id=36505840&id1=d2a3208959065f8d62f4cd255499a54e
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 33 128
  • Ржевцев Юрий Петрович
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 33 128
  • Ржевцев Юрий Петрович
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 33 128
  • Ржевцев Юрий Петрович
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 33 128
  • Ржевцев Юрий Петрович
Иван Иванович Репов – кавалер именных часов от ОГПУ. По состоянию на лето 1944 года - ревизор движения Смоленского отделения Западной железной дороги.
Приказом по войскам 3-го Белорусского фронта № 0634 от 19 августа 1944 года удостоен медали «За боевые заслуги»:

http://www.podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/308/033-0690155-3065%2B011-3064/00000347.jpg&id=36506007&id=36506007&id1=f5824e6d1b37982fc5c769e45c674f85
http://www.podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/308/033-0690155-3065%2B011-3064/00000348.jpg&id=36506008&id=36506008&id1=9e90a15351619d66719f66150b07f29a
Записан

Sobkor

  • Администратор
  • Участник
  • *****
  • Онлайн Онлайн
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 33 128
  • Ржевцев Юрий Петрович
Один из малоизвестных героев 1941 года – железнодорожник А.И. Отто:
Записан
Страниц: [1]   Вверх
« предыдущая тема следующая тема »