XII-Военный архивист > Осоавиахим – ДОСААФ

Осоавиахим как пропагандист автобронетанкового дела

(1/1)

Sobkor:

1938 год, город Комсомольск-на-Амуре, курсанты кружка танкистов, работающего при организации Осоавиахима судоремонтного завода, на лыжной вылазке. Оригинал хранится в фондах Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный центральный музей современной истории России»: номер в Госкаталоге – 5794671; номер по ГИК (КП) – 31006/133.
Из материалов ГАРФ:От председателя Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР Р.П. Эйдемана за Исходящим № 499с от 2 апреля 1934 года в адрес начальника Управления моторизации и механизации РККА И.А. Халепского: «Согласно личной договорённости в Вами, прошу отпустить 2 танка - Т-18 и Т-27 – для Луганской организации Осоавиахима.
При получении от промышленности танкетки Вам будут возвращены».

Начальник Управления моторизации и механизации РККА И.А. Халепский в адрес К.Е. Ворошилова 8 мая 1934 года: «Прошу Вашего разрешения и Ваших указаний о создании учебных осоавиахимовских танковых частей по типу летних частей и о выделении имеющихся в настоящее время в РККА 24 штук танков Т-24 для организации уч. полка Осоавиахима.
Резолюция К.Е. Ворошилова: «Можно временно в виде опыта передать ОАХ 24 Т-24».

На обороте документа резолюция от 15 мая 19, наложенная синим карандашом заместителем председателя Центрального совета Осоавиахима СССР краскомом А.Ф. Боярским в адрес начальника Снабосоавихима Л.М. Гужинского: «Эти танки предназначены для 1-го опытн. бронетанкового полка Осоавиахима при заводе имени «Сталина».

А так выглядел советский танк Т-24:

Из материалов Центрального архива ДОСААФ России:

Доклад-справка от 2 июля 1936 года за подписью заместителя председателя Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР комбрига М.С. Серпокрылова в адрес председателя Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР комкора Р.П. Эйдемана: «...4. АвтоВУПы Осоавиахима и техника
Количество:
- автоВУПов – 223;
- учебных автомашин – 563;
-танков – 76;
- танкеток – 91;
- бронеавтомобилей – 32».

Выписка из доклада Управления моторизации и механизации РККА И.А. Халепского наркому обороны СССР за Исходящим № 364743 от 11 ноября 1934 года: «В отношении передачи, согласно Вашему приказанию, ОСОАВИАХИМу 250 танков Т-18 докладываю: УММ РККА предлагает ОСОАВИАХИМу принять танки всех 3-х категорий с оплатой за каждый танк без вооружения:
- 3-й категории «А» – 20.000 руб. (треб. мелк. рем.);
- 3-й категории «Б» – 15.000 руб. (треб. сред. рем.);
- 3-й категории «В» – 10.000 руб. (треб. капит. рем.).
С полным денежным расчётом с УММ РККА до 1-го января 1936 года.
ОСОАВИАХИМ считает назначенную УММ РККА стоимость танков крайне высокой и со своей стороны предлагает оплатить танки по следующим ценам:
- 3-й категории «А» – 5.000 руб.;
- 3-й категории «Б» – 3.000 руб.;
- 3-й категории «В» – 1.000 руб.
Кроме того, не имея средств для оплаты в 1934 г. передаваемых ему танков, ОСОАВИХИМ просит перенести оплату в размере 50 % от общей суммы принятых им танков на 1935 г. и остальные 50 % – на 1936 г., равномерными суммами, закончив весь финансовый расчёт с УММ до 1-го января 1937 года.
В случае, если б пришлось эти танки ремонтировать на государственных заводах непосредственно через УММ РККА, то в зависимости от их технического состояния промышленность взяла бы за ремонт от 10 до 15 тысяч рублей за танк.
Прошу Ваших указаний по вопросу об условиях оплаты и расчёта с ОСОАВИАХИМом».

Резолюция К.Е. Ворошилова: «Попытаться договориться тов. ХАЛЕПСКОМУ с тов. ЭЙДЕМАНОМ и доложить свои совместные предложения».

Из текста подготовленного в апреле 1947 года документа под названием «Годовой отчёт о работе Центрального совета Осоавиахима за 1946 год»:«10-го июня 1946 года Советом Министров Союза ССР было принято решение за № 1202 о массовой подготовке водительских кадров в системе Осоавиахима. Этим постановлением предложено было развернуть сеть автомотоклубов и обеспечить их учебно-материальной базой.
В целях обеспечения поставленных Советом Министров СССР задач Центральный совет в 1946 году провёл следующие мероприятия:
1. Создано 40 новых автомотоклубов в дополнение к имевшимся в 1945 г. 60-ти клубам; к концу 1946 года в Осоавиахиме работало 100 автомотоклубов.
2. Установлены контрольные задания по подготовке водительских кадров для вех автомотоклубов и организаций Осоавиахима.
3. Получено для автомотоклубов из ресурсов военных округов в соответствии с правительственным постановлением 407 грузовых и 34 легковые автомашины (из числа требующих среднего и капитального ремонта) и 95 исправных мотоцикла. Для учебных нужд было получено 92 грузовые списанные автомашины и 80 мотоциклов, непригодных для эксплуатации.
4. Выделены автомотоклубам и советам Осоавиахима денежные ассигнования в сумме 17 миллионов рублей на приобретение и ремонт необходимой материальной части и учебного оборудования.
5. Получены и переданы автомотоклубам фонды на 70 тонн автобензина и денежные лимиты на 30 тыс. руб. на автозапчасти. Фонды на резину и на автоинструмент для автомотоклубов получены не были.
6. Разработаны и введены в действие новые программы по подготовке водительских кадров, согласованные с соответствующими управлениями Министерства Вооружённых Сил.
На 1946 год президиум ЦС Союза Осоавиахим СССР установил задания по подготовке водителей автомашин и мотоциклистов.
Задание по подготовке трактористов на 1946 г. не предусматривалось виду новизны постановки этого вида обучения, а также за отсутствием в организациях соответствующей учебной базы.
Выполнение контрольных заданий по обучению воительских кадров характеризуется следующими показателями:
Вид подготовки/Задание/Выполнение всего/ Выполнение в %%/Обучалось на 1.1.47 г.
Подготовка водителей автомашин – 15.000/15.700/104.6/17.700
Подготовка мотоциклистов – 5.000/950/19,0 %/3.570.
Кроме того, организации Осоавиахима Украинской ССР и Сталинградской области по собственной инициативе подготовили 960 трактористов и обучалось на 1.1.47 г. 1.200 человек.
Обучение шофёров проводится без отрыва от производства по программе, рассчитанной на несколько месяцев обучения, поэтому многие организации Осоавиахима, хотя и сумели охватить обучением значительны контингент, однако закончить их подготовку в отчётном году не могли. Об этом свидетельствует охват обучением по состоянию на 1.1.47 г. 17.700 человек».
Л. 58 «Вместо требующихся Осоавиахиму 375 мотоциклов фактически было выделено только 95 машин тяжёлых типов, непригодных для обучения начинающих водителей».
Горючее: «при минимальной потребности в 640 тонн фактически было получено только 10 тонн».
«Были случаи, когда автомашины использовались не для учебных целей, а для обеспечения хозяйственных нужд или коммерческих перевозок (Мордовская, Удмуртская, Бурят-Монгольская АССР, Курганская область) и даже с целью личной наживы (Грозненская область, Армянская ССР)».
«В связи с нехваткой автотранспорта и особенно горючего Центральным советом, начиная со 2-1 половины 1946 года, было введено изучение автоминимума в кружках при первичных организациях Осоавиахима с таким расчётом. Чтобы всем прошедшим обучение по автоминимуму предоставлять впоследствии возможность прохождения дополнительных разделов программы и освоения практической еды с целью приобретения квалификации водителей автомашин.
Кружки по изучению автоминимума были созданы при 1.600 п/организациях Осоавиахима, в которых обучено 22.000 человек и охвачено обучением по состоянию на 1.1.47 г. 18.000 чел.».

1940 год, столица Калмыкии город Элиста, руководитель городской автомотошколы Осоавиахима М.М. Ларионов на учебных занятиях по вождению советского мотоцикла марки «Л-300». Справа – двое курсантов из числа допризывников:

Sobkor:
КАБАШНИКОВ Павел Захарович, ветеран-фронтовик, с 24 июня 1947 года – подполковник административной службы запаса.
Родился 6 ноября 1895 года в областном центре Белоруссии городе Гомель. Белорус. Из крестьян. Партийность: предположительно, с периода Гражданской войны и по самое начало 1930-х гг., пока не выбыл из комсомола по возрасту, – член ВЛКС, а с 1941 года – член ВКП(б).
Образование: общее – «низшее», то есть условно начальное.
На военной службе в Красной Армии дважды. И в первый раз – с декабря 1918 года и по 1923 год. А во второй раз призван приказом НКО СССР за № 03740 от 31 августа 1939 года с присвоением военного (в современной терминологии – воинское) звания «интендант 3 ранга», что соответствовало капитану, и с направлением «в счёт 1000» в оборонное общество, где принял пост начальника Гомельского автомотоклуба Гомельского областного совета Осоавиахима Белорусской ССР. Однако в Учётно-послужной карточке интенданта 3 ранга П.З. Кабашникова, оформленной как на военнослужащего, проходящего действительную службу в системе Осоавиахима «в счёт 1000», почему-то указана искажённая дата рождения – якобы 1911 год, а не 1895-й.
Приказом председателя Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР за № 440 от 22 мая 1941 года откомандирован в распоряжение Отдела кадров Западного особого военного округа.
Непосредственный участник Великой Отечественной войны с первых же её минут, при этом с августа 1941 года и по день Победы – начальник 2-го (по учёту начальствующего/офицерского состава) отделения Отдела кадров полевых управления ряда фронтов и равных им объединений: с начала – Центрального фронта (I ф), с осени 1941 года – Брянского фронта (I ф), с 10 ноября 1941 года – Оперативной группы Западного направления Юго-Западного фронта (I ф), с 24 декабря 1941 года – Брянского фронта (II ф), с 28 марта 1943 года – Брянского фронта (III ф), с 10 октября 1943 года – Прибалтийского фронта, с 20 октября 1943 года – 2-го Прибалтийского фронта, и, наконец, с 1 апреля 1945 года – Курляндской оперативной группы войск Ленинградского фронта. При этом к весне 1943 года – уже интендант 1 ранга, что соответствовало полковнику, однако в том же 1942 году был переаттестован в подполковники административной службы, а приказом по войскам Брянского фронта (III ф) за № 20/н от 12 марта 1943 года удостоен медали «За боевые заслуги». Источник – ЦАМО: ф. 33, оп 682526, д. 236, лл. 125 и 126.
5 ноября 1944 года начальником Отдела кадров 2-го Прибалтийского фронта полковником К.И. Щербаковым представлен к награждению орденом Красной Звезды: «Подполковник тов. КАБАШНИКОВ работает в Отделе кадров фронта с августа 1941 года. Много энергии и инициативы проявил в деле организации учёта офицерского состава частей и соединений фронта. Систематически оказывает помощь Отделам кадров армий в налаживании учёта. За последнее время тов. КАБАШНИКОВ провёл большую работу по выдаче офицерскому составу удостоверений личности нового образца. Хорошо организовал и продумал ряд мероприятий.
Являясь одновременно секретарём парторганизации Отдела кадров тов. КАБАШНИКОВ уделяет большое внимание поднятию идейно-политического уровня работников отдела…». Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 686196, д. 4007, л. 180.
Данное представление получило реализацию в строках приказа по войскам Ленинградского фронта за № 0400/н от 29 апреля 1945 года: от имени Родины удостоился своей второй по счёту государственной награды – ордена Красной Звезды.
С лета 1945 года – в Гомельской области Белоруссии как последовательно Добрушский и Барановичский военный комиссар. И в данный период был удостоен ещё двух государственных наград:
- медали «За боевые заслуги» (удостоверение № Д-0084108): награждён Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 апреля 1847 года – за выслугу в 10 лет;
- медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»: удостоен 10 сентября 1945 года. Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 44677, д. 778, л. 195об.
С 24 июня 1947 года – в запасе советских Вооружённых Сил и, вероятней всего в качестве военного пенсионера по так называемому смешанному стажу.
Дальнейшая судьба неизвестна.
Юрий РЖЕВЦЕВ.
Из материалов Центрального архива ДОСААФ России. Сканировано мною с архивного подлинника:


Источник – ЦАМО: ф. 33, оп. 686196, д. 4007, л. 180. http://podvignaroda.ru/filter/filterimage?path=VS/192/033-0686196-4007%2b040-4016/00000331.jpg&id=27258517&id1=a8c083824a54f218de7ecfdc8a80a542

Sobkor:
Снимки из фондов Государственного краевого бюджетного учреждения культуры «Пермский краеведческий музей»: 1937 год, будни Военно-учебного пункта Пермского городского совета Осоавиахима. Напомним, что ВУПы Осоавиахима по заявкам военкоматов производили военную подготовку военнослужащих запаса, при этом часть переменного состава привлекалась у занятиям по вечерней форме обучения, а часть – будучи призванными на краткосрочные военные сборы (то есть с отрывом от производства, но без зачисления на срок учёбы на военную службу). Как следует из текстовок, пермский городской ВУП (но явно что по причине личной некомпетентности пермских музейщиков «ВУП» озвучен с искажением – как мифический «БУП») специализировался на подготовке для Красной Армии специалистов автобронетанковых войск, в связи с чем данный ВУП имел в своём распоряжении материальную часть в виде танка Т-18 (он же – МС-1) и танкетки Т-27 (но обе эти бронеединицы – они без вооружения).
Среди командно-преподавательского состава – как пребывавшие в резерве РККА кадровые военнослужащие (в том числе старший политрук М.С. Зорин, политрук Смирнов, младший командир-сверхсрочник по фамилии «Карпов»), так и группа штатных работников Осоавиахима.
Юрий РЖЕВЦЕВ.
Занятие по вождению в зимних условиях танка Т-18 (он же – МС-1) и танкетки Т-27 проводит «командир танка тов. Карпов»:
 

Представители командно-строевого состава пермского ВУП:
         


Будни личного состава пермского ВУП:
                   

Sobkor:
Танкетки Т-27 в Осоавиахиме:


Активисты Осоавиахима под руководством своих командиров-инструкторов изучают материальную часть танкетки Т-27:
 

1937 год, город Пермь, военнослужащий сверхсрочной службы в лице командира танка тов. Карпова проводит занятия по вождению танкетки Т-27 с курсантами Военно-учебного пункта Пермского городского совета Осоавиахима. Оригинал хранится в фондах Государственного краевого бюджетного учреждения культуры «Пермский краеведческий музей»: номер в Госкаталоге – 30433769; номер по КП (ГИК) – ПОКМ-18593/19.

Sobkor:
28 июня 1937 года, группа военнообязанных под руководством прикомандированного к оборонному обществу капитана-танкиста и кадрового командира Осоавиахима (она они справа во втором рядом у танка) в ходе занятий в Ефимовском учебном пункте Московской области изучают танк Т-18 (он же – МС-1). В качестве справки: ныне город Ефремов – районный центр современной Тульской области. Оригинал данного фото хранится в фондах Муниципального бюджетного учреждения культуры «Ефремовский районный художественно-краеведческий музей» Тульской области: номер в Госкаталоге – 17373734;номер по ГИК (КП) – ЕРХКМ ЕИК 3891.

Навигация

[0] Главная страница сообщений