XII-Военный архивист > Люди-легенды оборонного общества

Люди-легенды: старший лейтенант Валерия Дмитриевна Хомякова (1914-1942)

(1/1)

Sobkor:

Сентябрь 1942 года, лейтенант Валерия Дмитриевна Хомякова. На груди – знак «За активную оборонную работу», который являлся высшей наградой Осоавиахима.
ХОМЯКОВА Валерия Дмитриевна (1914-1942), первая в мире женщина-пилот истребителя, сбившая в ночных условиях (но не ночью!) в воздушном бою бомбардировщик противника, прославленная воспитанница авиации Осоавиахима, заместитель командира 3-й авиационной эскадрильи (и одновременно – пилот самолёта Як-1) 586-го (женского) истребительного авиационного полка ПВО (впоследствии – с приставкой «имени Марины Расковой») 144-й истребительной авиационной дивизии ПВО Саратовско-Балашовского дивизионного района ПВО Приволжского военного округа, старший лейтенант.
Родилась 3 августа 1914 года в районном городе Колпино города федерального значения Санкт-Петербург. Русская. Из служащих – из семьи инженера-химика. Член ВКП(б) с 1938 года. Была замужем: супруг – Недашковский Василий Лаврентьевич 1913 г.р., уроженец села Провалье Свердловского района Луганской Народной Республики, к 1941 году – лётчик из числа командиров авиации Осоавиахима, и он же с 31 июля 1948 года – кавалер ордена «Знак Почёта». Домашний адрес: город Москва-100, 6-я Звенигородская улица, 10, корпус № 2, квартира 127.
Образование:
- общее – высшее химико-технологическое: в 1928 году – в городе Москве семь классов 32-й школы II ступени; в 1932 году – в городе Москве техникум Государственного треста высшей парфюмерии, жировой и костеобрабатывающей промышленности Московского областного Совета народного хозяйства, а в 1937 году – с отличием Московский химико-технологический институт имени Д.И. Менделеева по специальности «инженер-технолог-химик полупродуктов и красителей»;
- военное: в начале февраля 1942 года – ускоренный курс обучения в стенах Энгельсской военно-авиационной школы пилотов по курсу техники пилотирования истребителей марки «Як-1» и «Як-7».
С 1922 году – в Москве, куда переехали родителями. При этом с 1928 года – учащаяся техникума, а с 1932 года – вуза, где одновременно в 1936 году закончила планерную школу Осоавиахима.
Летом 1937 года по выпуску из вуза распределение получила в трудовой коллектив Дорогомиловского химического завода имени М.В. Фрунзе – предприятия, чьи цеха расположены в Москве по адресу: Бережковская набережная, 28. Здесь приняла должность сменного инженера-химика. И в том же 1937 году закончила пилотскую школу при Центральном аэроклубе СССР имени А.В. Косарева, в связи с чем была удостоена звания «пилот запаса».
Предположительно с лета 1939 года – командир авиации Осоавиахима, при этом всё время де-факто как лётчик из состава женской пилотажной группы спортивной эскадрильи Центрального аэроклуба СССР имени В.П. Чкалова (ЦАК), но де-юре первые 1,2 года – как инструктор-лётчик Ленинградского аэроклуба Отдела авиации Московского городского совета Осоавиахима, а последние десять месяцев – как инструктор-лётчик уже озвученного выше ЦАК. И в данном качестве, в частности:
- за блистательное выступление 18 августа 1939 года в ходе Воздушного парада в Тушино постановлением президиума Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР за № 33 от 25 августа 1939 года удостоена высшей награды Осоавиахима – нагрудного знака «За активную оборонную работу»;
- к октябрю 1941 года имела общий налёт в 1281 час на самолётах У-2, УТ-1, УТ-2, Р-5 и польском трофейном PWS-26;
- успешно совмещала лётно-спортивную карьеру с обязанностями инструктора-лётчика.
Из воспоминаний прославленной советской лётчицы Героя Советского Союза майора в отставке Марины Павловны Чечнёвой (1922-1984): «Валерия Хомякова была прекрасным педагогом, моим надёжным товарищем по работе в аэроклубе. Как одну из лучших лётчиц Осоавиахима её всегда выделяли на воздушные парады и поручали ей наиболее ответственные номера программы. И как человек Валерия была удивительно приятной. Она отличалась жизнерадостностью, своей неутомимой энергией умела заражать всех. В ней подкупали собранность, умение подчинить всю себя основной цели.
Война развела наши дороги. Я стала «ночником», Хомякову же, имевшую блестящую технику пилотирования, зачислили в 586-й истребительный авиаполк».
На военную службу поступила добровольно 11 октября 1941 года через ЦК ВЛКСМ, откликнувшись на принятое на высшем государственном уровне 8 октября 1941 года и оформленное в виде приказа НКО СССР за № 0099 решение «О сформировании женских авиационных полков ВВС Красной Армии». И с этого момента – представитель лётно-подъёмного состава ново сформированного в саратовском городе Энгельс 586-го (женского) истребительного авиационного полка (впоследствии – с приставкой «имени Марины Расковой») последовательно 122-й авиационной группа и (с 14 мая 1942 года) 144-й истребительной авиационной дивизии ПВО: сначала – пилот, а с 24 января 1942 года – заместитель командира 3-й авиационной эскадрильи (и по состоянию на 20 июля 1942 года – одновременно ещё и штурман той же эскадрильи). При этом:
- в октябре 1941-январе 1942 гг. в ходе переподготовки, которую проходила в стенах Энгельсской военно-авиационной школы пилотов, в общей сложности налетала на самолётах Як-1 и Як-7 2 часа 27 минут;
- с 11 октября 1941 года и по февраль 1942 года – в статусе представителя среднего начсостава советских ВВС «без звания»;
- с февраля 1942 года – лейтенант по воинскому званию, а с 27 сентября 1942 года – старший лейтенант;
- с 23 февраля 1942 года – на несении боевого дежурства по обороне стратегически важного 1850-метрового железнодорожного моста через Волгу в городе Саратове и патрулированию над объектами оборонной промышленности Саратова;
- с 10 сентября и по 4 октября 1942 года – в составе действующей армии.
24 сентября 1942 года первой в полку в ходе воздушного боя, атаковав врага в ночных условиях на высоте в 7000 метров, сбила вражеский самолёт и это был двухмоторный бомбардировщик-разведчик «Юнкерс-88 A-4» с бортовым кодом «F1+HR» и заводским номером «4010» из боевого состава 3-й группы бомбардировочной эскадры KG.76 (сокращённо – III./KG.76; экипаж: пилот – обер-лейтенант Герхард Маак, командир эскадрильи, штурман – унтер-офицер Генрих Винэн, бортрадист – фельдфебель Вильгельм Хекель, бортмеханик – ефрейтор Фридрих Брэнгер).
Из архивных документов 586-го истребительного авиаполка: «При ночном бомбардировочном налёте на Саратов 24 Сентября 1942 года заместителем командира эскадрильи Лейтенантом Хомяковой Валерией Дмитриевной был открыт боевой счёт полка: сбит первый самолёт противника – бомбардировщик Ju-88».
Из послевоенных воспоминаний техника-лейтенанта в отставке Екатерины Кирилловны Полуниной, бывшего авиамеханика самолёта В.Д. Хомяковой: «Пламя полыхало над Волгой: вражеские самолёты разбомбили баржу с нефтью. Непрерывно били наши зенитки. Днём поступило указание: когда воздушная цель будет поймана прожекторами, зенитчики прекращают по ней огонь и в дело вступают истребители.
И в ночь на 25 сентября по тревоге в небо поднялся самолёт Леры Хомяковой. Мы с земли, затаив дыхание, наблюдали за ним. Видели, как прожектористы поймали в клещи пересекающихся лучей бомбардировщик противника, как наша лётчица открыла по нему огонь. Немецкий стрелок стал отвечать. Хомякова, не обращая внимания на свинцовые трассы, вновь атаковала. А потом мы увидели, как «Юнкерс» камнем пошёл вниз. Вскоре истребитель приземлился на аэродроме. Валерия доложила коротко и деловито: «Вражеский самолёт сбит!»
Из устного повествования самой лейтенанта В.Д. Хомяковой о своём ночном бое корреспонденту военной газеты: «Вылетела я по боевой тревоге в 21 час 40 минут. Очень боялась, что немец уйдёт… Волновалась, конечно. И только тогда, когда увидела, что наши прожекторы тремя лучами освещают вражеский самолёт, стала вдруг совершенно спокойной и сосредоточенной. Уж теперь-то я всю скорость выжала из своего «Яка». Пристроившись сверху сзади, дала пушечн-пулемётную очередь. Чувствую, что и вражеский стрелок бьёт по мне. Инстинктивно отвалила в сторону и снова ударила. Бомбардировщик с правым разворотом вошёл в пике и врезался в землю.
Иду на посадку, и такая гордость меня распирает: ведь это я сбила его, мерзавца. Пусть знают враги, каковы наши девчата!..».
Уничтоженный тогда лейтенантом В.Д. Хомяковой фашистский стервятник упал в 10 км юго-восточнее Саратова – на берегу Волги, у села Квасниковка современного Энгельсского городского поселения Саратовской области. Из немцев никто не уцелел, хотя члены экипажа и пытались выброситься из падающей камнем вниз машины с парашютом…
За этот подвиг, но уже де-факто посмертно старший лейтенант В.Д. Хомякова Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 февраля 1943 года была удостоена ордена Красного Знамени за № 488317.
Согласно донесению о безвозвратных потерях (ЦАМО: ф. 22314, оп. 196607, д. 1, л. 2), трагически погибла вечером 6 октября 1942 года: «При ночном вылете на боевое задание на с-те Як-1 потерпела катастрофу».
Известны следующие подробности той трагедии: «Произошло это так: в ожидании очередного вылета уставшая лётчица задремала, не услышала сигнал тревоги, и техники сами запустили мотор. Услышав звук работающего мотора, лётчица проснулась и, запрыгнув в самолёт, сразу пошла на взлёт, не успев, как следует, присмотреться в темноте. Из-за отсутствия видимых ориентиров она начала набор высоты с правым креном и разворотом, что, в конце концов, привело к столкновению с землёй». Источник: http://девичий-спецназ.рф/news/item/143
Похоронена была с отданием поздних воинских почестей на Воскресенском кладбище города Энгельс. На этом месте теперь воинский мемориал погибшим при исполнении воинского долга женщинам-военнослужащим 586-го (женского) истребительного авиационного полка ПВО. По состоянию на 1960-е годы над могилой старшего лейтенанта В.Д. Хомякой шефствовала пионерская дружина Энгельсской городской средней школы № 18.
Увековечена в:
- Книге Памяти Москвы – т. 13, стр. 557:
- дважды – в 9-м томе Книге Памяти Саратовской области: 1) стр. 501, но почему-то без указания места рождения и места службы; и 2) стр. 521, но с одним искажением, как якобы военнослужащая 141-й, а не 144-й истребительной авиационной дивизии ПВО.
В Книге Памяти города Санкт-Петербурга и Ленинградской области не значится.
Кроме того, согласно тексту Большой Саратовской энциклопедии, «именем Хомяковой названы улицы в Саратове, Энгельсе и Анисовке.
Памятники лётчице установлены в Энгельсе на территории 5-й школы, носящей с 2005 года имя Валерии Хомяковой, и в Саратове у 26-й школы, где также работает музей боевой славы полка Хомяковой.
В советские годы имя Валерии Хомяковой носила комсомольская организация 26-й школы. На её здании и на углу улиц Азина и Хомяковой установлены мемориальные доски. Ещё один музей с экспозициями памяти 586-го авиационного полка и Валерии Хомяковой организован в 93-й школе Саратова» Источник: http://saratovregion.ucoz.ru/people/military/homiakova.htm
Юрий РЖЕВЦЕВ.
Фамилия Валерии Дмитриевны Хомяковой в хранящейся Центральном архиве ДОСААФ России официальной Картотеке кавалеров нагрудного знака «За активную оборонную оборону» как высшей награды Осоавиахима:


1939-1941 гг., Валерия Дмитриевна Хомякова как лётчик женской пилотажной группы спортивной эскадрильи Центрального аэроклуба СССР имени В.П. Чкалова:
   


1939 год, лётчики из спортивной эскадрильи Центрального аэроклуба СССР имени В.П. Чкалова Валерия Хомякова, Евгения Прохорова, Раиса Беляева, Инна Комарова и Мария Колотилина. Негатив хранится в фондах Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный исторический музей»: номер в Госкаталоге – 26482938; номер по КП (ГИК) – ГИМ 105005/108; инвентарный номер – И XII 2181.


1940 год, на фоне лёгкого спортивного самолёта УТ-1 группа лётчиц-пилотажниц Центрального аэроклуба СССР имени В.П. Чкалова (слева направо): Ольга Голышева, Раиса Беляева, Валерия Хомякова, Мария Глуховцева и Евгения Прохорова.

Ноябрь 1941-январь 1942 года, саратовский город Энгельс, лётчик-истребитель Валерия Дмитриевна Хомякова ещё при знаках различия представителя среднего начсостава советских ВВС «без звания»:


1942 год, советский военный лётчик лейтенант Валерия Дмитриевна Хомякова:
   

25 сентября 1942 года, окрестный к городу Энгельсу аэродром «Анисовка», лейтенанта Валерию Ивановну Хомякова по случаю её свежей ночной победы над вражеским бомбардировщиком приветстствуют комполка-586 майор Т.А. Казарина (справа) и военком полка батальонный комиссар О.П. Куликова (слева):


25 сентября 1942 года, окрестный к городу Энгельсу аэродром «Анисовка», группа лётчиц 586-го истребительного авиационного полка (слева направо): лейтенант Галина Павловна Бурдина (за время войны совершила 152 боевых вылета, сбила 3 самолёта противника), командир звена лейтенант Тамара Устиновна Памятных (за время войны совершила 205 боевых вылетов, сбила 2 самолёта противника), заместитель командира эскадрильи лейтенант Валерия Ивановна Хомякова (сбила один самолет противника, погибла в авиакатастрофе 6 октября 1942 года), лейтенант Валентина Лисицина (впоследствии заместитель командира полка):


Сентябрь 1942 года, Валерия Дмитриевна Хомякова перед объективами иностранных журналистов:


Отсюда: https://infourok.ru/sovetskie-letchici-velikoy-otechestvennoy-voyni-1122210.html


Установленный в 1991 году во дворе Энгельсской средней школы № 5 памятник отважной советской лётчице Валерии Дмитриевне Хомяковой:


Хранящаяся в ЦАМО персональная Учётно-послужная карточка старшего лейтенанта Валерии Дмитриевны Хомяковой:
 

Донесение о безвозвратных потерях с фамилией старшего лейтенанта В.Д. Хомяковой. Источник – ЦАМО: ф. 22314, оп. 196607, д. 1, л. 2.


Скан с 557-й 13-го тома страницы Книги Памяти города Москвы7:


Сканы 50-й и 521-й страниц 9-го тома Книги Памяти Саратовской области:
 

Скан со страниц 5-6 номеров за март 1943 года двухнедельного журнала Центрального совета Осоавиахима СССР и ГУМПВО НКВД СССР «За оборону»:

Sobkor:
НЕДАШКОВСКИЙ Василий Лаврентьевич, ветеран авиации оборонного общества.
Родился в 1913 году на Украине – в селе Провалье Свердловского района Луганской Народной Республики. Являлся мужем легендарной советской лётчицы Валерии Дмитриевны Хомяковой (1914-1942).
К 1941 году – в городе Москве как лётчик Осоавиахима с местом проживания по адресу: Фрунзенский плац, 7, квартира 23. При этом с 23 марта 1941 года по повестке Ленинградского РВК столицы находился на 15-дневных военных сборах пилотов. Источник – архив Головинского военкомата г. Москвы: Картотека призыва Ленинградского РВК г. Москвы, д. 16, именная алфавитная карточка.
С 31 июля 1948 года – кавалер ордена «Знак Почёта».
Дальнейшая судьба неизвестна.
Юрий РЖЕВЦЕВ.
Источник – архив Головинского военкомата г. Москвы: Картотека призыва Ленинградского РВК г. Москвы, д. 16, именная алфавитная карточка.

Навигация

[0] Главная страница сообщений