XII-Военный архивист > Люди-легенды оборонного общества

Люди-легенды: Арцеулов Константин Константинович (1891-1980)

(1/1)

Sobkor:


Арцеулов  Константин Константинович (1891-1980), русский и советский лётчик, родоначальик советского массового планеризма, художник-иллюстратор, внук художника Ивана Константиновича Айвазовского, в 1920-х гг. – деятельный активист ОДВФ СССР, Союза Авиахим СССР и Союза Осоавиахим СССР.

24 сентября 1916 года русский военный лётчик Константин Константинович Арцеулов (1891-1980) одним из первых в истории мировой авиации преднамеренно выполнил «штопор» и вывел из него самолёт. К сказанному добавим, что К.К. Арцеулов, помимо всего прочего, – внук всемирно известного живописца-мариниста Ивана Константиновича Айвазовского (1817-1900), и сам к тому же являлся талантливым художником (кстати, в послевоенный период Константин Константинович создавал цветные иллюстрации для обложек и лучших публикаций такого по-настоящему популярного в СССР издания, как журнал «Техника – молодёжи!). А ещё его заслуга в том, что он наряду с легендарным штабс-капитаном Петром Николаевичем Нестеровым (1887-1914), автором как первой в мире воздушной петли, так и первого в мире воздушного тарана, в годы 1-й Мировой войны деятельно способствовал созданию в составе Русской императорской армии отечественной истребительной авиации! И он же в 1920-е гг. выступил в роли одного из родоначальников советского массового планеризма!
Юрий РЖЕВЦЕВ.
Из материалов личного архива Константина Константиновича Арцеулова (1891-1980):
         
От летописца отечественной авиации Александра Лукьянова из Санкт-Петербурга:
- «Впервые в истории мировой авиации» – это спорно! Три официальных претендента на первенство по выходу из преднамеренного штопора: Фрэнк Гудден (британец, август 1916 на RAF FE-8), Жорж Гинемер (француз, не разбирался на чём и когда) и Арцеулов (конец сентября 1916, Ньюпор-21). Но перед ними якобы был Дыбовский, мой любимый персонаж (думаю, его заслуги не отмечены, потому что оказался в Лондоне, хоть и не белый), о чём свидетельствует генерал-лейтенант авиации Ф. И. Жаров: «Мне лично известно выполнение «штопора» в России в 1915 и 1916 годах. В июне 1915 г. в Ивангородской крепости в 5-й авиационной роте на аэродроме Ирена военный летчик, морской офицер лейтенант Дыбовский на самолете «Моран-Ж» с мотором Рон в 80 л. с. в воздухе делал мертвые петли, скольжение на крыло и «штопор»…
В мае 1916 г. на Юго-Западном фронте в районе г. Луцка военный летчик истребительной группы Казакова поручик Крутень на самолете Ньюпор»-21 вёл бой с немецким самолетом. (Когда кончились патроны) он выходил из боя «штопором»…
Первому случаю был еще один свидетель, георгиевский кавалер трех степеней Иван Петрович Шуман: «Подтверждаю, что летом (примерно в мае – июне) 1915 г. над аэродромом, расположенным между местечком Ирена и одним из фортов крепости Иван-город (ныне Демблин, Польша), военный лётчик лейтенант Дыбовский (морской офицер) производил полёты на самолёте типа «Моран-Ж» с ротативным мотором в 70 – 80 л. с, показывая мёртвые петли, скольжение на крыло и штопор…»…
Юрий Петрович, традиционное спасибо за фото, которые Вы любезно выкладываете.
Однако, не было такого события 24-го числа – Арцеулов даты не помнил, приказами не подтверждается, да и Ньюпоры-21 в Севастопольскую авиашколу поступили в ноябре.... Этот псевдоприоритет разбирали ещё в 1950-х годах, затем в 1970-х, после – в 1990-х... Одна из критических статей 1976 года известного историка Трунова здесь: https://vk.com/wall-106273166_243

Цитата: Sobkor от 24 Сентября 2018, 09:31:58>>>>  <<<<- Предполагаю, что эти два кадра были сделаны осенью 1911 года в Севастопольском аэроклубе, когда руководство последнего искало пилота под старенький Блерио-11 с мотором Анзани (трехцилиндровый в 35 сил – как на этом фото). Но, возможно, данный запечатлённый на фото аэроплан – «Россия-Б» пострйоки ПРТВ, на что указывает характерное крепление мотора к раме, а К.К. Арцеулов как раз являлся выпускником авиашколы ПРТВ!..

Sobkor:
Автор – Юрий РЖЕВЦЕВ.
РОЖДЁННЫЙ БЫТЬ НОВАТОРОМ!
Азы военного образования Константин Константинович Арцеулов получил в стенах дислоцировавшегося в Санкт-Петербурге Морского кадетского корпуса, где проучился три года, но по состоянию здоровья отказался проходить годичную учебную практику корабельным гардемарином, поэтому, покидая в 1908 году Альма-матер, офицерского чина не удостоился.
С конца сентября 1912 года и по октябрь 1913 года – охотник (то есть доброволец из числа лиц, не подлежащих призыву для отбытия воинской повинности) на правах вольноопределяющегося 1-го разряда в унтер-офицерском чине. После увольнения был производством в офицерский чин прапорщика запаса армейской кавалерии. В период этой годичной службы был награждён медалью «В память 300-летия царствования дома Романовых».
В августе 1914 года призван по мобилизации с назначением младшим офицеров эскадрона в 12-й уланский Белгородский полк 12-й кавалерийской дивизии из войск Юго-Западного фронта. При этом с 31 марта 1915 года – кавалер ордена Святой Анны 4-й степени («Аннинским оружием») с надписью «За храбрость».
Находясь в госпитале по ранению, обратился с ходатайством о переводе в авиацию, в связи с чем в марте-июле 1915 года прошёл курс обучения на военного лётчика Севастопольской офицерской школе авиации.
С июля 1915 года – в рядах лётно-подъёмного состава 18-го корпусного авиационного отряда 11-й армии Юго-Западного фронта. И в данном качестве совершил 21 боевой вылет на разведку вражеских войск, налетав при этом на «Фармане» 42 часа 4 минуты. Кроме того, отличился, тем, что в воздушном бою подбил немецкий самолёт-разведчик марки «Альбатрос С.III», лётчик после которого вынужденной посадки попал в русский плен, а его самолёт стал боевым трофеем К.К. Арцеулова. И последний затем на нём совершал разведывательные полёты, в ходе которых производилось фотографирование с воздуха военных объектов неприятеля. За свои подвиги удостоился двух орденов – Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом (24 ноября 1916 года) и Святого Станислава 3-й степени с мечами и бантом (1 июня 1917 года).
С конца мая 1915 года и по начало июля 1916 года – в командировке в Москве, где испытывал самолёты-истребители отечественной сборки, которые производил авиазавод «Дукс». И тогда же обучался в авиационной школе «Парасоль» управлению истребителем «Ньюпор-11».
С июля 1916 года – лётчик 8-го авиационного отряда истребителей 8-го авиационного дивизиона 8-й армии Юго-Западного фронта, где летал на истребителе «Ньюпор-11». И в данном качестве в конце июля 1916 года был представлен командованием 8-й армии к к награждению Георгиевским оружием.
С конца августа 1916 года – представитель постоянного состава обучающего офицера Севастопольской офицерской школы авиации: сначала обучающий офицер, а затем заведующим истребительным отделением. И здесь же в августе 1917 года был произведён из прапорщиков в корнеты со старшинством с 19 июля 1915 года. И именно как офицер постоянного состава данной авиашколы 24 сентября 1916 года преднамеренно выполнил «штопор», из которого затем успешно вывел самолёт. В памятных датах отечественной истории это событие внесено с указанием: «Впервые в истории мировой авиации», – однако истинность этого утверждения давно оспаривается знатоками, которые приводят массу фактов в отношении того, что К.К. Арцеулов – не первый, а один из первых. Однако бесценность вклада Константина Константиновича в развитие мировой авиации именно в том, что, отважившись на управляемый «штопор», он тем самым внёс революционные изменения в программу подготовки лётчиков-истребителей, для которых с этого момента высший пилотаж, включая управляемый «штопор», стал основой их лётной подготовки, а владение высшим пилотажем – объективным мерилом лётного мастерства каждого из них. Кроме того, своим управляемым «штопором» К.К. Арцеулов, как и легендарный Пётр Николаевич Нестеров своей «мёрт вой петлёй», в очередной раз убедительно доказал, что «в воздухе везде опора» и тем самым окончательно лишил своих коллег затаённого страха перед «бестелесностью» воздушной стихии…
В 1918 году, выполняя поручение солдатского комитета, занимался формированием на базе объявленной к ликвидации Севастопольской офицерской школы авиации «1-го Красного социалистического авиационного отряда».
Занявшими Крым белогвардейцами как бывший офицер, не явившийся добровольно, был мобилизован в «белую» армию, но фактически оставался на должности лётчика-инструктора Севастопольской офицерской школы авиации, при этом де-юре числился в резерве армии. В данный период поддерживал связь с большевистским подпольем. А при штурме в ноябре 1920 года Крыма войсками краскома М.В. Фрунзе общим собранием солдат был избран начальником лётной части школы. И в данном качестве несколько раз летел на самолёте через линию фронта к красным для связи с наступающими частями Красной Армии.
В том же ноябре 1920 года был зачислен на военную службу в Рабоче-Крестьянский Красный Воздушный Флот…
Не ранее июля 1915 года, Константин Константинович Арцеулов как представитель лётно-подъёмного состава военной авиации Русской императорской армии (при этом на втором снимке он стоит слева):
 

1920-е гг, как военный лётчик-испытатель и один из родоначальников советского планерного спорта:
               

Первые послевоенные годы, Константин Константинович Арцеулов (он сидит крайним слева) среди других, как сам, именитых участников планерной конференции. Сканировано мною с архивного подлинника:


Константин Константинович Арцеулов (1891-1980) в ходе встречи ветеранов планерного спорта, которая проводилась в 1971 году в крымском Коктебеле как колыбели советского планеризма. При этом на трёх снимках он – в паре с прославленным советским авиаконсттруктором полковником в отставке Владиславом Константиновичем Грибовским. Сканировано мною с архивных подлинников:
         

Сентябрь 1973 года, крымский город Феодосия, Константин Константинович Арцеулов (он стоит пятым слева) среди почётных гостей торжеств, посвящённых 50-летию советского планеризма. Сканировано мною с архивного подлинника:

ОН «СТАВИЛ НА КРЫЛО» САМОГО… КОРОЛЁВА!
На этой знаменитой фотографии, сделанной 16 декабря 1963 года в ходе торжественном заседания в честь 40-летия планеризма в Советском Союзе, запечатлена произошедшая спустя десятилетия встреча двух соратников из эпохи 1920-х гг. по ниве развития в СССР массового планеризма Константина Константиновича Арцеулова (1891-1980) и Сергея Павловича Королёва (1906-1966). (Скажем больше: это именно К.К. Арцеулов в 1929 году на правах лётчика-испытателя ставил на крыло в небе Крыма «Коктебель» – уникальный планер оригинальной конструкции, созданный в соавторстве начинающими столичными авиаконструкторами С.П. Королёвым и С.Н. Люшиным!). При этом лацкан пиджака К.К. Арцелова украшает поздний вариант высшей награды Осоавиахима – нагрудный знак «За активную оборонную работу».
В официальной Алфавитной картотеке кавалеров этого знака, которая хранится в Центральном архиве ДОСААФ России, имя К.К. Арцеулова отсутствует, но и сама эта картотека в последний раз дополнялась аж в… 1942 году. И последнее обстоятельство наряду с типом знака, который был у Константина Константиновича, только убедительнее указывает на то, что награждение этого выдающегося пионера советского массового планеризма имело место в период 1943-1948 гг. (но, вероятней всего, в 1947-м, когда ему разрешили-таки вернуться из 14-летней ссылки в Москву).
А вот Сергей Павлович Королёв кавалером нагрудный знака «За активную оборонную работу» стал одним из первых в стране – в 1932-м, как высокопоставленный авиационный краском (в 26 лет отроду носил в петлицах по два «генеральских» «ромба»!) и одновременно – один из ведущих специалистов из состава работавшей под эгидой Осоавиахима Группы изучения реактивного движения. А вот с лета 1938 года Сергей Павлович, как и пятью годами раньше К.К. Арцеулов, пополнил собой ряды невинных узников Сталинского режима…
И ещё два знаковых для биографий Константина Константиновича Арцеулова и Сергея Павловича Королёва снимка: октябрь 1929 года, крымская горы Узун-Сырт (она же в лексиконе планеристов всего мира гора Клементьева), планер «Коктебель». Но только на первом в кабинете – С.П. Королёв, слева – С.Н. Люшин, а справа – К.К. Арцеулов. А на втором все эти трое соратников уже позируют стоя:
 

Навигация

[0] Главная страница сообщений